В разгар лета, когда начинают петь кузнечики, расцветает пижма и в лесу то и дело слышно попискиванье птичьих выводков, для студентов биологов (а также экологов, географов, лесоводов, геологов и т.д.) наступает долгожданное время полевой практики.
Полевая практика – в этом словосочетании для студентов многих поколений заключался порой весь смысл обучения в вузе, практику ждали, ради неё иногда только и поступали на соответствующую специальность, к ней готовились, о ней, затаив дыхание, слушали рассказы студентов старших курсов.
Практика – это ночные костры, пение под гитару, походы в лес и на реку, и конечно, что греха таить, распитая (одна, другая, третья…) бутылочка деревенского самогона или дешевого портвейна «777». Но без всего этого студенты многих поколений просто не мыслили себе жизни и об этом вспоминали (и вспоминают) долгие годы.
Практика – это непередаваемое чувство единения и студенческого братства, когда «один за всех и все за одного», когда бывает трудно, но всегда весело. В общем, практика – это …. практика и никаких вопросов!
Автор этих строк и сам, будучи студентом, не раз бывал на полевых практиках и, став преподавателем, руководит сим действом вот уже семнадцать лет. Про летнюю студенческую практику написано уже много такими выдающимися коллегами автора как Владимир Бабенко и Сергей Полозов и, наверно, о ней ничего нового и не напишешь, если бы…
Если бы буквально в наше время (хотя подобные тенденции автор наблюдал ещё во второй половине 2000-х годов) в нашу жизнь не вошел интернет, социальные сети, айфоны и прочие «гаджеты». На страницах этого блога можно встретить описания практики, относящиеся к 2011 и 2012 годам.
Но уже позже от коллег, преподающих в других вузах, стали поступать жалобы на то, что студенты начинают избегать выездной практики, всеми правдами и неправдами стараясь остаться в городе. Даже на университетскую биостанцию, куда в мое время просто рвались и оставление в городе считалось наказанием, приезжают немногие студенты. Аналогичная тенденция проявилась и у нас. На практику стали ездить едва ли половина студентов биологических и географических специальностей, которым, казалось бы, сам Бог велел…
Отговорки на то, что, дескать, многие студенты работают, что времена сейчас, типа, трудные, на мой взгляд, не выдерживают серьезной практики. В начале 2000-х годов, не говоря уже о «лихих» 90-х, экономическая ситуация была куда как хуже, но студентов тогда это не останавливало. Студенты все равно продолжали ездить на полевые практики и удивлялись и негодовали, когда практика по каким-либо причинам проходила в городе.
А сейчас даже те, кто поехал на практику (не могу не отдать должного их мужеству), пользуются любой возможностью выйти в интернет и самым радостным возгласом, который можно сейчас услышать на практике, является «Связь пошла!», и студенты тут же, как загипнотизированные, хватаются за мобильные телефоны, планшеты и т.д. и т.п.
Похоже, виртуальная реальность уже прочно заслонила реальную, и её ценность в глазах молодежи выросла просто до уродливых размеров. Во время моей последней практики я наблюдал одну группу студентов почвоведов, приехавших на практику от другого вуза. Я ожидал, что они, приехав под вечер, приготовят ужин, потом разведут костер и под бренчание гитары «отметят» прибытие, но, наскоро налопавшись «бомжатины», студенты схватились за «гаджеты» (связь в тот вечер, на их беду, была хорошей). Да уж, подумалось мне, какая уж тут гитара, когда каждый слушает музыку индивидуально. Наверно, именно поэтому и погибает сейчас столь популярный и любимый в мое время жанр бардовской песни. Ведь для неё нужен костер, гитара и хоть немного романтизма… И о каком единстве группы и студенческом братстве может в такой ситуации идти речь?
На таком фоне не могу не похвалить тех студентов, которые все-таки предпочитают свежий воздух, природу, речку, жизнь в палатках и тяжелый труд многочасовому зависанию в «мировой паутине». А ведь таких тоже много. По крайней мере, пока…
Мне кажется, молодежь уже начинает понимать пагубность подобного времяпровождения. Во время вечерних «посиделок» у костра один из студентов 2 курса, когда речь зашла о всяких там «гаджетах», произнес: «А ведь у нас ещё нормальное детство было! С середины школы вся эта фигня началась!» Может быть, невольно подумалось, ситуацию ещё удастся переломить?
Здесь можно бросить упрек и некоторым коллегам, не проявляющим в нужный момент должной решительности. Ну не хотят студенты ехать на практику, ну и не надо. Нам же проще. Коллеги, если бы вы видели лица ребят, когда они благодарят своего «препода» за практику, одновременно признаваясь, что собирались уехать максимум на второй день, вы бы думали и действовали иначе.
В заключение добавлю, что автор пишет эти строки, только что вернувшись с полевой практики, когда в углу ещё стоит не разобранный рюкзак. Как говорится, выплеснул из себя то, что накопилось за последние годы.