Мултанское дело (суд над удмуртами-язычникам, обвинявшимися в ритуальном убийстве) поставило на теме человеческих жертвоприношений жирную точку. (Хотя какая там точка - там скорее многоточие...) И всё же изредка и сейчас приходится слышать о подобном. 

В публикации "Страшилка дня" я привёл цитату из статьи В. Магницкого "Из быта казанских инородцев (К вопросу о человеческих жертвоприношениях)" (1894). Автор считает рассказы о добывании и продаже человеческой крови нелепостью; скорее всего, так оно и есть. Да, но как тогда быть с другими, более свежими, сообщениями? От одного из своих читателей я получил неожиданное: "В нашем детстве ходили подобные слухи. Были случаи обескровленных трупов в Сотнурской стороне на стыке с Татарстаном. Совпадение?" На мой вопрос: "А какие это годы?" - ответ: "50-60. Последний обескровленный юноша 72- 75".

Что это было? Маньяк? Ритуал? Или просто слухи на пустом месте?

Лет десять назад мой хороший знакомый, чимари, карт-кугусортинец (ныне покойный), рассказывал, что во время Великой Отечественной был случай (документально не подтверждённый): двух солдат-дезертиров принесли в жертву, чтобы "укрепить" берега мельничного пруда. Дело, конечно, тёмное: мало ли куда эти дезертиры подевались. Может, сбежали куда подальше, а может, их поймали и расстреляли. Нужно также принять во внимание, что кугусортинцы принципиально против кровавых жертвоприношений, любых, так что эти рассказы могли быть из области "кровавых наветов" на сородичей, придерживавшихся традиционной обрядности.

В современной традиционной обрядности мари (хотя и основанной на принесении животных жертв) ничего подобного быть, конечно, не может. В священных марийских рощах душа отдыхает: там молятся о добре, мире, здоровье и счастье. Но была раньше и другая, более тёмная, сторона язычества, связанная с кереметами, водыжами и др. природными духами и так называемыми заложными покойниками; там обрядность несколько иная, и, насколько она сохранилась в наши дни, - вопрос отдельный.

Оригинал