Магницкий, В. Из быта казанских инородцев (К вопросу о человеческих жертвоприношениях) / В. Магницкий // Этнографическое обозрение. - 1894. - № 3. - С. 136-141:

"Какие нелепости циркулируют между русскими о местных инородцах — приведём факты. 

В 1882 г. нам довелось выслушать и тогда же записать следующий рассказ про черемис Паратской волости, Казанского уезда, От нашего ямщика, русского крестьянина села Чипчугов, Казанского уезда, С. И. Артамонова: 

В Паратской волости (населенной черемисами), каждый год пропадает по одному человеку. Пропадающих подкарауливают сами же черемисы и, поймав, протыкают им бока, чтобы добыть человеческой крови, и добытую таким образом кровь продают в Казани жидам; трупы же убитых людей обливают керосином и сжигают. Полуобгорелые трупы не раз были находимы в этой волости, и по поводу их производились следствие. Рассказчик, занимающейся ямщиной, не раз сам возил в Паратскую волость уездного врача для вскрытия таких трупов и все рассказанное слышал от самих черемис. Те же черемисы говорили ему, что ранее продажей человеческой крови жидам занимался татарин, живший в селе Кукмар (Никольское тож), того же Казанского уезда. 

Этот рассказ летом 1884 года нам дополнил следующими подробностями бывший Ковалинский волостной писарь Казанского уезда А. Г. Кирьянов:

«Продажей крови жидам в Паратской волости занимался черемисин Гришка. Он жив и сейчас и слывет богачом. За кровь Гришка брал с жидов деньги не счетом, а весом: на одну чашку весов он наливал добытой им человеческой крови, а жиды на другую чашку клали столько бумажек (кредитных билетов), пока весы не уравновешивались. Для получения крови Гришка, подкараулив свою жертву, делал у неё прокол и хлынувшую кровь спешил собрать, пока жертва не переставала трепыхаться и кровь была еще теплая. За свой промысел Гришка не раз привлекался к суду, но каждый раз успевал оправдаться. Однажды становой совсем было успел изловить Гришку, но Гришка пришедших с становым понятых к себе в дом не допустил, а взял только одного станового, разными потайными ходами привел его в скрытное место, открыл перед ним сундук, наполненный бумажками, и предложил становому веять, сколько сам пожелает». 

Рассказ о Гришке сообщил А. Г. Кирьянову волостной ямщик, провозивший его раз чрез Пиратскую волость. Страх попасться в руки Гришки — передавал нам г. Кирьянов — до того распространен в окрестности, что его ямщик, когда их в проезд по Пиратской волости застал вечер, долго упрашивал заехать в ближайшее селение ночевать" (с. 137).

Как говаривала моя бабушка вятская колхозница: "Ужасти какие".

Оригинал