Предлагаю вам ознакомится с предвыборной статьёй шестнадцатилетней давности. Какие точные слова, какой праведный гнев, какие благородные намерения! Пройдет всего два года, и от этих обещаний не останется и следа. А от этой газеты, ещё через несколько лет, останутся лишь воспоминания. Интервью с будущим главой Марий Эл Леонидом Маркеловым. Газета "Добрые Соседи, 23 августа 2000г.

"Добрые Соседи" 23 августа 2000

Пресса, в том числе и центральная, буквально вопиет: в Марийской республике правит президент - "пахан", здесь буквально воцарился кри-минал. Но Москва делает вид, будто ослепла и оглохла и не вмешивается. Видимо, наша республика столь ничтожно мала, что "наверху" мы им абсолютно неинтересны. Еще недавно практически единственным человеком, не боявшимся противостоять хамству и преступной алчности нынешней республиканской власти, которой Марий Эл отдана на разграбление, был он. И он... ушел. Его заявление о возвращении в республику и намерении принять участие в выборах президента Марии Эл стало самой громкой политической сенсацией последних дней. Он возвращается - человек, второму республика однажды поверила, избрав в Госдуму России, и которого отвергла, возможно, испугавшись мести власти. Этот человек — Леонид МАРКЕЛОВ.

- Леонид Игоревич, позвольте начать с Вашего исчезновения с политической арены республики после поражении в декабре прошлого года на выборах в Госдуму РФ (если второе место можно назвать поражением!). Ваше решение покинуть республику сразу после выборов стало неожиданностью для очень многих в Марий Эл.

- При нынешнем режиме места мне в республике нет. Помните, Кислицына спросили: если вы победите на выборах, то где будет работать Маркелов? Он ответил: бригадиром в колхозе. Я все-таки считаю, что достоин большего. Ничего не имею против нелегкого труда бригадиров, но у меня другая профессия. Мои знания, навыки, способности оказались в республике не востребованы. Хотя зто в стиле Кислицына: к власти он подпускает не из профессиональных качеств, а из угодливости» "преданности", как там говорят. Более того, в этом правительстве я работать бы не стал принципиально.

- Но если вы печетесь о республике, то почему бы Вам не помочь ей, работая, в нынешнем правительстве? Почему бы не принести в жертву свою гордость ради дела?

- Повторю, предложений помочь республике не было никаких. Я реально работал для республики, будучи депутатом — и поправки проводил по статьям бюджетам, и участвовал в работе комиссий, и отстаивал трансферты для Марий Эл. Кислицын всего этого не захотел. Его задача была — не помочь реслублике руками Маркелова, а выкинуть меня из региона. Но я не могу сидеть на месте и ждать свою судьбу, я делаю ее сам. Мне была предложена должность замдиректора в страховой компании "Росгосстрах". В Йошкар-Оле посчитали, что я могу управлять максимум бригадой колхозников, в Москве доверили участвовать в управлении крупной российской компанией, 2500 филиалов которой работают по всей стране.

- За Вас голосовали десятки тысяч жителей республики, тех, кто Вам верил. Боюсь, что после Вашего ухода многие из них почувствовали себя брошенными.

- Я бросил избирателей? Честно говоря, у меня самого после декабря было тяжелое чувство, будто меня бросили. Вы понимаете, когда я был депутатом, я мог решать вопросы своих избирателей: ко мне обращались сотни людей в месяц, и многим из них я помогал. Но теперь-то у меня властных полномочий нет, я чиновник и должен выполнять свои обязанности. На тех выборах я осознанно не вошел в списки ни одного из политических объединений, хотя предложений таких было предостаточно. Поверил, отдал свою судьбу в руки избирателей. Но оказалось, что людям не всегда хочется думать о политике о человеке, который бьется за них в Думе. "Многие же просто сломались: не секрет, что на тех выборах на избирателей давили, людей просто заставляли голосовать! Обещали уволить, не платить зарплату. И многие действительно были уволены по результатам выборов! Такая власть у нас в республике. Я боролся с этой властью, предлагая навести в Марий Эл порядок. А люди испугались. Но... я могу их понять. Приведу пример. Маленькая деревенька, до города автобус ходит только раз в день, глава местной администрации заявляет: если вы проголосуете за Маркелова, автобус отменю. А для людей этот маршрут, как "дорога жизни" — они возят продукты на продажу, тем и живут. То есть это реальное ухудшение их материального положения, настолько сильное, что им чихать, будет Маркелов депутатом или нет. И таких рычагов у власти колоссальное количество. Где-то учителям грозят не давать зарплату еще несколько месяцев, где-то перекрыть дотации районам и т.п. Так власть сеет страх в людей.

- И все же такое ощущение, что Маркелов махнул рукой на республику, устав доказывать ее гражданам очевидное: режим Кислицына ведет республику в пропасть. Честно говоря, я тоже был поражен результатами тех думских выборов: Вы три года изобличали грабительские методы власти республики, а мы вновь выбираем в Думу, сажаем себе на шею кислицынского ставленника — Казанкова! У меня тоже бы руки опустились. Так Вы, правда, сломались?..

- Период разочарования был, не скрою. Но он позади. Я не побежден, не сломлен и буду продолжать бороться с воровской властью.

- Чем был заполнен Ваш московский период жизни? Вспоминали о нашем крае или старались забыть, как страшный сон, и при этом зареклись когда-либо связываться с политикой?

- В "Росгосстрахе" я заместитель гендиректора по связям с Федеральным Собранием, Правительством РФ, администрацией Президента России, отстаиваю интересы компании во властных структурах. По сути, характер моей работы по сравнению с депутатской деятельностью мало изменился — помощь конкретным людям. Не на словах — на деле! Только раньше я "выбивал" ассигнования, льготы для своих избирателей, сейчас — для своей компании. Четыре года я занимался политикой — и вдруг в одночасье бросить все, растоптать? Нет! Я остаюсь в политике. И я не рвал связь с республикой. Находясь в Москве, постоянно интересовался развитием политической и социально-экономической ситуации в Марий Эл. К сожалению, ее падение в экономическую пропасть продолжается. Помешать этому — моя главная задача.

- Большинство жителей провинции, однако же, наоборот — только и мечтает покинуть родину, чтобы оказаться в Москве. А у вас к тому же и должность престижная... Неужели настолько велика жажда власти?

- Тот, кто вйушает, будто Маркелову нужна только власть, просто обманывает избирателей. Вы вообще-то располагаете статистическими данными, в каком состоянии находится республика? Рабочие места сокращаются, приток денег в республику практически прекращен, окружение Кислицына добирает все, что осталось: делают деньги на водке, лекарствах, запрещают вывоз картофеля, обогащаясь за счет этого запрета и т.п. У предприятий нет никаких инвестиционных проектов, новых производств не открывается, существующие же либо сворачивается, либо сбегают в соседние регионы. За три с половиной года государственный долг республики возрос многократно. По экономическим показателям Марий Эл находится в последнем десятке среди регионов России, а среди территорий Приволжского федерального округа - на последнем месте. Критическое положение сложилось в сельском хозяйстве. Ежегодно республика теряет более 20 тысяч голов КРС, значительно сокращены посевные площади, падают объемы производства сельхозпродукции. Но это не вина простых тружеников! Это вина руководства республики, которое загнало крестьянина в угол. И кардинально изменить эту тяжелейшую ситуацию не сможет никто, кроме президента. Тот, кто станет президентом, будет пахать день и. ночь на руинах экономики Марий Эл, восстанавливая то, что еще можно спасти.

— Вы — не единственный москвич, который уже заявил о своем намерении участвовать в президентских выборах в Марий Эл. Несколько москвичей пытались пройти от нашей республики и в Думу в декабре. С чего зто вдруг обладающие всеми прелестями жизни столичные жители так озаботились судьбой республики? Это искренне?

- Ну, прежде всего, я не москвич, я до сих пор йошкаролинец. Более того, до сих пор я не выписан из Йошкар-Олы. Прописан там, где я и жил длительное время. Это показатель того, что я с республикой не расставался и не собираюсь. Вопрос же из области психологии. Конечно, чужая душа — потемки. Судите по делам. У меня действительно серьезная поддержка избирателей республики, вспоминаю свой разговор с одним из них: как же так, говорит он, мы вас поддерживали, а вы нас бросаете! Если вы в состоянии найти работу в столице, то для нас, рядовых граждан, это невозможно. И мы просим, чтобы вы продолжали борьбу. И надеемся, что народ поймет - так жить нельзя. Естественно, после таких слов я не могу взять и сказать: ребята, давайте забудем все, что было, и разойдемся...

- Кислицына не критикуют потому, что люди просто боятся за свои семьи, боятся быть уволенными. В свое время и Вы опасались, что, лишившись депутатской неприкосновенности, станете объектом для давления, в том числе физического, со стороны властей Марий Эл. Сейчас Вы уже не боитесь?

- Я понимаю: как только ступлю на марийскую землю, "интерес" ко мне проявится вновь. Придется принимать все меры предосторожности в отношении семьи и себя лично.

- Кстати, если можно, несколько слов о семье. В свое время соперники даже эту тему пытались использовать против Вас.

- Понимаете, я бы не хотел распространяться на тему личной жизни по той простой причине, что слишком дорожу своей семьей, чтобы рисковать ею или уж тем более использовать ее в политической борьбе. Дом — это святое, и не для чужих глаз. С моей семьей все в порядке: жена учится, сын растет. Но когда практически единственный человек критикует Кислицына, рассказывая о негативе и даже преступлениях в деятельности властей, ему трудно. Вы же знаете, что творится в республике. Что, мало случаев, когда милиция ночью в наручниках доставляла в "серый дом" неугодных президенту?! Что, мало у нас преступных группировок, готовых выполнить любое приказание?!

- После неимоверного взлета движения "Единства" многие политики побежали греться в лучах его славы. Кислицын уверяет, что был в числе губернаторов, стоявших у истоков "Единства". А на последних выборах движение С.Шойгу поддержало именно Вас. Как это понимать?

- То, что не Кислицын создавал "Единство", это "очевидно. Все губернаторы, в надежде быть обласканными властью, естественно, туда и рванули. Кислицын же политически на редкость беспринципен, под маркой каких только партий и движений он ни скрывался! Почему "Медведь" поддержал именно меня? Те, кто создавал это движение — знавшие, меня, кстати, лично, — решили, что я буду полезен в Госдуме, как зарекомендовавший себя положительно работой в парламенте. Я поддерживаю многие из начинаний Президента России В.Путина. Прежде всего, в ужесточении ответственности по всей вертикали государственных чиновников, многие из ко-торых, в частности, региональные лидеры, оказались неподконтрольны кому бы то ни было, чем и пользуются беззастенчиво. Марий Эл, оказавшаяся в глубоком кризисе по вине нынешнего руководства, тому, "ярчайший" пример.

- После Вашего ухода на оппозиции в республике был фактически поставлен крест — фигур, способных серьезно противостоять Кислицыиу, просто не было. В последнее время, правда, надежда появилась, оказывается, не все в Марий Эл готовы молча сносить наглость властей — заявила о себе "новая оппозиция", "оппозиция мэров".

- Сам факт того. что кто-то рискнул открыто сказать "я - против",конечно, вдохновляет, в конце концов, мы же не "твари дрожащие"! Среди "новой оппозиции" есть .серьезные люди, которые действительно противостоят Кислицыну, и кого я хотел бы видеть рядом с собой. Категорически не согласен с теми, кто утверждает, Что все хорошее в республике делается президентом, а все плохое - дело рук глав администраций городов и районов. Наоборот! Единственный, кто мешает республике развиватся, это её нынешний президент. Мэры, главы, директора предприятий - они-то как раз работают вопреки скудоумию и жадности этой власти. Но посмотрите: Кислицин приписывает себе абсолютно все заслуги. Как президент может единолично строить школы, класть киломтры асфальта , стоять сразу у сотен станков - это же полный бред!

Есть ли у "новой оппозиции" шансы на выборах? Вы сами станете с ней конкурировать или объединитесь в борьбе с нынешним режимом?

— Как у "старой", так и у "новой" оппозиции есть один-единственный шанс — объединение. Если же каждый из нас пойдет на выборы самостоятельно, наши силы распылятся, и тогда шансы ничтожны. У Маркелова устоявшийся электорат — 30% (на одних выборах чуть больше, на других чуть меньше). Если бы эта оппозиция оказала мне поддержку на выборах, то, объединившись, вместе мы набрали бы 50%. Только тогда возможно было положить конец криминальной вакханалии в республике, установить демократическую власть в регионе, диктатуру закона, а не диктатуру отдельных личностей. Если мне доведется стать президентом, я хочу пригласить поработать в правительстве деловых, авторитетных, знающих жизнь профессионалов: многих лидеров оппозиции, многих директоров, руководителей администраций, тем, кому можно доверить ответственные посты. Прекратить, наконец, "войну" республики с главами ее же городов и районов, дать мэрам работать, а не грабить их, обвиняя при этом их же во всех смертных! Я призываю все конструктивные силы республики объединиться в борьбе против общего зла. Если же каждый оппозиционер станет мнить себя будущим президентом, боюсь, у нас ничего не получится.

- А что Вы сейчас могли бы предложить республике? Прежнее упование на Москву?

- Тесный контакт с центром — это лишь одна из изюминок моей программы. Сегодня, когда во главе России стоит молодой и энергичный Президент и идет реформирование всей структуры власти, для Марий Эл как никогда важна крепкая связь с Москвой. Но сложился стереотип: меня критикуют за то, что я будто только и жду помощи из столицы. Прежде всего, помочь мы себе должны сами, иждивенчество бесперспективно и недопустимо. При этом нужно добиваться поддержки и со стороны Москвы, и со стороны крупного бизнеса, мощных концернов, потребуется помощь и предпринимателей внутри республики. Экономическая программа возрождения региона должна быть всесторонней: конечно, будем просить и центр о помощи, конечно, станем привлекать на территорию республики и частный капитал, попросим открыть у нас ряд предприятий, конечно же, поддержим своих производителей.

- Как вы оцениваете собственное будущее в республике? Положа руку на сердце, на этот раз у вас есть шанс?

- Шанс есть всегда. До сих пор уверен, что на выборах в Думу я набрал голосов больше моего оппонента — мне не Дала победить власть. Моим сторонникам и грозили, и преследовали, и выгоняли наблюдателей с избирательных участков. Доходило до того, что на некоторых участках 40% проголосовавших отдали свои голоса за пределами участка! Люди из администрации несли урны по избирателям и заставляли их голосовать. Это что, и есть свобода волеизъявления граждан? Мнение народа и мнение власти не всегда совпадают.

- Так в том то и дело, что сейчас будет так же!

- Все же надеюсь, что нет. Сейчас в России другая власть, другая! Я думаю, что МВД теперь не будет помогать Кислицыну на выборах, думаю, что и прокуратура не станет сидеть, сложа руки, как раньше. При этой власти выборы можно сделать честными.

- Но у меня нет такого оптимизма — по-моему, Москве по-прежнему безразлично, что делается в провинции, несмотря на все статьи в прессе, на все обращения в адрес самого Президента России...

- Народ должен, наконец, понять, что он сам обязан подумать о будущем, своей республике. Что не придет добрый царь и не назначит нам "хорошего президента". Надо его избрать своим умом, самим.

- Об отношении к нам Москвы: интервью замначальника главного территориального управления администрации Президента РФ Сергея Шаповалова в «МК» в Марий Эл» («Республике хуже не стало») многих поразило...

- И меня в том числе. Я знаком с этим человеком, и когда прочитал это интервью, то просто не поверил, что он может говорить так. Потому что не раз в беседе со мной он говорил об ужасающем положении в республике. Я ему говорил о том же, он отвечал: да, это так, мы в курсе, что в Марий Эл царит беспредел, крайне авторитарный режим, что республике грозит экономический крах. И вдруг этот же человек заявляет,что поддерживает Кислицына...

- Говорят, что Шаповалов уже отказался от своих слов в том интервью. Получается, его подставили?

- Все возможно. Чем ближе к выборам, тем больше будет грязных приемов. Кислицынская клика отчаянно цепляется за власть и станет пачками скупать журналистов, причем - на деньги налогоплательщиков! Москва же, по моим данным, еще не определилась, кого поддержать на выборах в Марий Эл. Да это и не важно. Важнее, чтобы Москва сделала все для исключения махинаций на выборах. Чтобы не было подарков и благ за счет бюджета. Чтобы не происходило массовых фактов досрочного голосования. Чтобы у всех кандидатов были равные возможности. Чтобы голосование в том или ином коллективе не связывали с выплатой зарплаты. Чтобы люди знали, кто им платит пенсию и зарплату - деньги на это приходят из Москвы! И приходят они не потому, что президент региона "пробивает" их в Москве, а потому что есть федеральные законы и есть бюджет России. Так что пусть люди спокойно выскажут свое мнение на выборах.

- В нынешней ситуации, когда практически все СМИ в республике контролируются (читай - кормятся) президентом, как вы донесете свое слово до людей, не по квартирам же ходить?

- Именно ходить, чем и займутся агитаторы - общение между людьми, живое слово не заменишь листовкой. Да, собственно, человека, который годамине получает зарплату, уже и не надо агитировать голосовать против Кислицина, он и так отдаст голос за другого. Важнее - дать ему это сделать, не затыкать рот страхом.

- Агитаторы? А разве "Блок Маркелова" еще не развалился?

- "Блок Маркелова" — политическая организация. А политика — это выборы прежде всего, к ним и активизируется любая работа. На предстоящих выборах "Блок Маркелова" будет поддерживать своих кандидатов.

- А люди не стали разбегаться, чуть только "Блок" покачнулся, как от Черномырдина, скажем?

- Конечно, есть и те, кто сбегает, у нас добровольный вход и выход, силой не держим. Сразу на следующий день после выборов некоторые уже были у Кислицына. А некоторые и во время выборов ходили в "серый дом" и информировали, что происходит у Маркелова. Это же политика. Это война. Принять участие в выборах, выставив себя кандидатом в пику власти, это равносильно тому, как в средние века поднять восстание. Только методы другие: раньше булавами махали, теперь — газетами. Но и тогда и сейчас остается одно нерушимое правило: решать — народу. Ни один тиран не отдавал трон добровольно. Сам народ стряхивал их со своих плеч. Так и сейчас: решать нам... Беседовал Сергей ПРОНИН.

Оригинал