Слово «glitch», от которого отдает чем-то непоправимо гламурным, придумали астрофизики. Они им называли искажение сигнала. Это уже потом, в девяностые, музыканты, из тех, за кем стоит underground, поняли, что деньги можно делать на всём. В том числе и на плохой аппаратуре, с которой они на своих студиях частенько сталкивались. Все эти шумы и помехи объявили новым видом музыкального искусства:glitch-sound. Это, мол, не сделано плохо, это задумка такая, концептуальная.
Ближе к началу нулевых понятие перекочевало и в изобразительное искусство. С ним сейчас и ассоциируется. Собственно, тогда и родилось современное понятие глитча. Это намеренно внесение помех в изображение, битые пиксели, разрушение цифрового кода. Короче говоря то, что очень часто происходило со старыми версиями Windows и засмотренной до дыр видеокассетой про Рембо абсолютно бесплатно, стало стоить денег.
Под искусством у нас что понимают? Образное осмысление действительности. На пороге тысячелетий цифровое начало стало проникать в нашу действительность повсеместно. А тут еще и футуристы кричат про сингулярность, робо-руки и мировую империю городов-государств. Поэтому дяди с бритыми головами и тёти с волосами, покрашенными вголубой, владельцы всяких галерей и центров современного искусства быстро насочинили глитчу значений.
Те, кто от робо-рук и сингулярности ждал хорошего, начали с довольным видом говорить, что человечество стало восхищаться красотой изначального кода. Те, кому это не нравилось, окрестили глитч первой ласточкой декаданса цифрового мира.
И про самое главное забыли. Про то, что лежит в основе глитча. Ошибка. И эстетика глитча – эстетика ошибки.
Мы уже искушены технологиями.Из них потихоньку пропадает дух новизны и первооткрывательства. А раньге всё было очень милым и несовершенным. Перед человечеством открывался «дивный новый мир». Кажется, мы о чём-то таком уже писали.
Первые шаги на новом пути всегда сопровождаются ошибками. Ещё Библия говорила нам о том, что Господу полсотни раскаявшихся грешников милее законченного праведника. И глитч говорит о том же. Что в ошибке, собственно, нет ничего страшного. Что она по-своему красива. Она, в силу своей случайности, может направить нас на новый, пока нетоптаный путь, который сами мы бы никогда не нашли. Только в отличие от христианства глитч не предлагает ошибки исправлять. Ну а чего вы хотели? Декаданс.
Глитч – это один из самых ярких образчиков постмодернистского искусства. Ни картинка, ни видеоарт никогда не будут закончены. Вы можете продолжать. Наложить своих эффектов, нарезать ещё кусков и перемешать их или нашакалить пикселей. Каждый художник и каждый творец. А когда каждый художник – никто не художник.