Вырвал двое суток из начала сезона: Соловки - Кемь - Петрозаводск, лица знакомых, рукопожатия, умные глаза общественников, стеклянные - чиновников, и вот я возвращаюсь на Соловки. Никогда особо не шатался по разного рода конференциям, симпозиумам и прочим возлияниям, но в последние годы меня туда вытаскивают как спикера, который может выступить по делу и предложить решение, без политесов и брачных танцев, которые постоянно наблюдаются при совместном времяпрепровождении чиновников и остальных.

Надо сказать, «Неделю туризма» в Петрозаводске проводят с масштабом: инфотуры, заседания, концерты, экскурсии, презентации... И это хорошо. Плохо то, что у всех участников недели разные цели. Это не просто пение немых перед глухими. Общим хором отчаянно дирижируют безрукие, а слепые танцуют. В общем - весело.

Неделя началась давно, и мне, приехавшему на один день, хорошо видна усталость и организаторов, и отдыхающих. Сегодня для всех было явно тяжёлое утро: регистрация началась в 12.30, начало действа планировалось в 14, но, несколько задержалось.

Первый номер программы - выступление заместителя министра не скажу чего Мединского, с ничего не говорящей фамилией Манилова. Она сразу всех оповестила, что только приехала с питерского экономического форума, где лично и долго говорила аж с самим Талебом Рифаи. В статьях о форуме, правда, упоминают только Мединского, но по частоте упоминаний господина Рифаи Маниловой, создавалось ощущение, что все переговоры вела она лично, а Мединский был для прикрытия. Короче, девушку пёрло осознание собственной значимости. Говорила долго и так гладко, что выходило, будто теперь все ломанутся в Россию, потому что рубль - в дрова. И государство Российское вкладывает серьёзное бабло в тур.чиновников, чтобы они за границей рекламировали наши красоты. Называться это всё будет «Дни России в Испании», а также в Париже, Вене и Хельсинки. Я сразу прикинул, сколько солнечных испанцев придётся встречать на Соловках, и надо ли учить испанский.

Мои размышления о толпах пьяных финно-угров, сорящих пачками евро, прервала гневная маниловская тирада про паршивое качество наших рекламных туристических роликов. Она приказала, чтобы мы все снимали свои ролики лучше, а то ей стыдно за нас в Париже. Я её понимаю: рекламные туристические ролики у нас действительно - говно. Правда, она не сказала, где взять бабла на «европейское качество», и позже сама решила, что для всего Северо-запада России хватит одного ролика, общего, как на братской могиле, и попросила Майю Арчиловну Ломидзе его снять. Пообещала, правда, «денег найти»: видимо, за подкладку завалились. Замша грозила всем пальцем, и говорила, чтобы мы всей страной быстренько прислали Майе Арчиловне «качестов HDMI, не меньше», и чем быстрее , тем лучше, потому что иностранцы к нам не едут из-за нашей нерасторопности, а государство нам карт-бланш даёт, и мы все обязаны им воспользоваться. Но делить зарубежную добычу будет только тот, кто ролик быстрее всех сделает. Особенно упирала на Карелию: Вы, мол, просто обязаны испанцам и французам Карелию показать, а то что это вдруг: Вена - звучит, Париж - звучит, а Петрозаводск - не звучит! Сказала - как отрезала. Вот что значит - государственный деятель! И все про Рифаи вспоминала, видимо, глубоко он ей запал в грудную клетку, но Париж она любит больше, и хочет в своём летнем вояже по Европе не краснеть за нас и всю остальную Россию.

Если перевести почти полуторачасовые маниловские разглагольствования, вывод прост: бюджету нужна валюта, и государство хочет её зарабатывать на ввозе иностранных туловищ в наши прекрасные северо-западные пампасы. Я бы ржал, если бы был конём. Потом коротенько, минут на 15, выступила зам премьера Карелии, прочитав почти полный список достопримечательностей Карелии.

Майя Арчиловна, как всегда, представляла всех туроператоров России, и свою личную комиссию по импортозамещению в туризме. Мне всегда нравилась Майя, как умный и дальновидный деятель, в недавнем прошлом курирующий вывоз за рубеж всех русских тел. Сейчас поток «за рубеж» завял, и Майя Арчиловна вынуждена поддерживать безумные идеи о завозе европейцев вагонами. Не смотря на то, что её туроператоры уже совершили разведывательный марш-бросок по Заонежью, завершив Соловками, (где я их и обслуживал) и понимают, что массовый туризм по танкодромам и болотам без бассейнов и Интернета понравится только потомкам русских эмигрантов, скучающих по непролазной грязи XIX века и крепостных, радостно машущих косами, но не сынам солнечной Андалузии.

Михаил Ушаков посетовал, что реальной статистики не существует, и сказал, что может её посчитать с помощью ТИЦев, если ему дадут денег. Замша царственно пообещала еще раз заглянуть за подкладку, но попросила составить расстрельные списки тех ТИЦев, которые не прислали реестр красот и чудес своего родного края. ЗамМединская на все доклады вставляла свои пять копеек про Париж, обещая то заподкладочного, то испанского бабла.

Под занавес директор Кижей непонятно зачем рассказала про Кижи, куда все должны ехать на следующий день, а представитель «Карелии-тур» рассказавшая о новом механизме бронирования, и спросила замшу, как тренера, получилось ли у неё доложиться, заслужив царственное «хорошо».

При этом все выступающие благодарили Манилову так, словно она оплатила их похвалы, а она на полном серьёзе назвала коллективное чтение по бумажкам «хорошей дискуссией». Замечу: свободных микрофонов в зале не было, и подискутировать возможность не дали. А так бы я обязательно спросил, какова экономическая эффективность чиновничьих вояжей и какие существуют количественные показатели оценки потока. Пленарная часть закончилась на 45 минут позже, чем надо.

Потом всех повезли на обед. Хотя нет, не всех. На обеде не было никого из чиновников первого уровня - наверное, мы, смертные, им надоели, и они решили уединиться, а то вдруг дискуссия образуется. Не появились они и после обеда, тем более, что после сольного концерта Маниловой, съевшей рабочее время, основную тему - «водный туризм» - слегка обрезали. Туроператоров тема водного туризма интересовала много меньше, чем поставки испанского золота, а потому они гордо удалились вместе с министрами.

Тем не менее, работа началась, и мне дали слово. Я сказал, что для развития водного туризма государство обязано строить причалы, развивать бункеровочную инфраструктуру, а также разрешить коммерческую перевозку на маломерных судах, которые и так фактически перевозят экскурсионные маршруты. Вот и весь туризм до копейки. Конечно, слов у меня было больше, но аплодисменты зала говорили: мы все тебя прекрасно понимаем и поддерживаем, но говорить так открыто и резко не рискнём. 

Вывод прост.
1. Министрам поставлена задача качать валюту в страну и они с флагами и роликами будут нести русскую культуру в неграмотные европейские массы.
2. Туроператоры рады бы качать валюту, и вынуждены кивать чиновникам, но понимают, что инфраструктура туризма ограничена и убита.
3. Полевые труженики туризма в отсутствии Маниловой захотели было написать коллективную челобитную Путину, что инфраструктуры нет, и работать не дают, но также понимают, что это бессмысленно.

Кстати, очень доволен компетентными ответами Минкульта Карелии. Отдельная благодарность ТИЦ Карелии. Привет туроператорам: для иностранцев Соловки могут предложить весну с тюленями и птицами, а также осень с селёдкой и ягодами, потому что лето с белухами забито на 100% нашими туристами, о которых на неделе туризма не было сказано ни слова. Только постройте дороги и причалы. И можете ехать в Париж.

Кстати, праздничным рефреном звучало словосочетание «Серебряное ожерелье» - новый бренд чиновников. Я рад, что они всем министерством доросли до моего уровня 2005 года... Но моя концепция ФЦП называлась "Северный пояс". В остальном - очень похоже.))

Оригинал