«Задача культурологии – ухватить ритмы и разрывы этой пульсации пытаясь угадать тот образ человека, который родится из этих разрывов и ритмов»[5, стр.12]
(По контексту приводимой выше цитаты – у авторов речь идёт о креативном акте человека(людей) по созданию нового текста культуры, языка культуры (кода культуры), в конечном счёте, - по созданию новой семиосферы = культуры, - примечание автора настоящей заметки).
Новости, доходящие до нас из Украины – это военные сводки вооружённого столкновения конфликтующих сторон на Юго-Востоке страны (ополченцев самопровозглашённых республик ДНР/ЛНР и ВС Украины).
Сбитые авиаеденицы украинских ВС, ежедневные боевые потери конфликтующих (ополченцев ДНР/ЛНР и военных Украины), страдания гражданского населения ДНР/ЛНР, мортальная решимость батальонного киевского Майдана, - эта информация прошивается телезрителю в России статистическими сведениями о суммах долгов и о текущих ценах на российский газ транзитирующийся через территорию Украины в Европу.
«По телевизору» трудно разобраться в том, что же там, в(на) Украине происходит на самом деле: агрессивные переговоры по условиям поставок российского газа в Европу с использованием тротила, военной авиации и танков или рождение Нового мира, Нового человека, Новой эпохи?
За грохочущей событиями военно-газовой коллизией наступление Нового мира нам почти не слышно. Перерастание экономических российско-украинских газовых войн в фазу горячую, масштабно-мировую, захватывает своей очевидностью более, чем тихое рождение Нового человека, - но всё же, именно оно представляется сутью происходящих там событий.
И вот, с точки зрения понимания о рождении Новой эпохи, Нового человека, весьма замечательна работа сыктывкарских журналистов агентства Бизнес Новости Коми (БНК) – интервью с бойцом ополчения Юго-Востока из Коми Максимом Семенихиным: «В окопах жизнь пролетает перед глазами, и молишься, как никогда в жизни!»[8].
(По контексту приводимой выше цитаты – у авторов речь идёт о креативном акте человека(людей) по созданию нового текста культуры, языка культуры (кода культуры), в конечном счёте, - по созданию новой семиосферы = культуры, - примечание автора настоящей заметки).
Новости, доходящие до нас из Украины – это военные сводки вооружённого столкновения конфликтующих сторон на Юго-Востоке страны (ополченцев самопровозглашённых республик ДНР/ЛНР и ВС Украины).
Сбитые авиаеденицы украинских ВС, ежедневные боевые потери конфликтующих (ополченцев ДНР/ЛНР и военных Украины), страдания гражданского населения ДНР/ЛНР, мортальная решимость батальонного киевского Майдана, - эта информация прошивается телезрителю в России статистическими сведениями о суммах долгов и о текущих ценах на российский газ транзитирующийся через территорию Украины в Европу.
«По телевизору» трудно разобраться в том, что же там, в(на) Украине происходит на самом деле: агрессивные переговоры по условиям поставок российского газа в Европу с использованием тротила, военной авиации и танков или рождение Нового мира, Нового человека, Новой эпохи?
За грохочущей событиями военно-газовой коллизией наступление Нового мира нам почти не слышно. Перерастание экономических российско-украинских газовых войн в фазу горячую, масштабно-мировую, захватывает своей очевидностью более, чем тихое рождение Нового человека, - но всё же, именно оно представляется сутью происходящих там событий.
И вот, с точки зрения понимания о рождении Новой эпохи, Нового человека, весьма замечательна работа сыктывкарских журналистов агентства Бизнес Новости Коми (БНК) – интервью с бойцом ополчения Юго-Востока из Коми Максимом Семенихиным: «В окопах жизнь пролетает перед глазами, и молишься, как никогда в жизни!»[8].
С работой журналистов Коми региона каждый может ознакомиться по приведённой ссылке самостоятельно, здесь же, ниже изложены некоторые размышления, опирающиеся, в том числе, и на интервью русского ополченца Юго-Востока Максима Семенихина:
1. Военный конфликт на Юго-Восточной Украине обнаруживает массовое появление в социокультурном пространстве, как России, так и Украины Нового человека (пока количественный порядок приблизительно равен 2-4 десяткам сотен с каждой противоборствующей стороны), – человека с резко отличающимися ценностно-мотивационными параметрами личности. Характеризуя этого Нового человека одним словом, можно утверждать, что этот тип личности – пассионарий. «Пассионарность – это характерологическая доминанта; это непреоборимое внутреннее стремление (осознанное или, чаще неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели (часто иллюзорной). Цель эта представляется пассионарной особи ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни и счастья современников и соплеменников… Она (=пассионарность, - прим., авт., статьи) не делает человека «героем», ведущим «толпу», ибо большинство пассионариев находится в составе «толпы», определяя её потентность в ту или иную эпоху развития этноса»[1, стр. 48-49]. Максим Семенихин и сотни его товарищей по оружию – ополченцев - есть новые люди России и Украины – пассионарии, люди специфической мутации, не затрагивающей фенотип человека, однако существенно изменяющей стереотип поведения людей. «Появившийся в генотипе вследствие мутации признак пассионарности обусловливает у особи повышенную по сравнению с нормальной ситуацией абсорбцию энергии из внешней среды…Разумеется, сам факт мутации в подавляющем количестве случаев ускользает от современников или воспринимается ими сверхкритично: как чудачество, сумасшествие, дурной характер и тому подобное»[1, стр.75-76]. Оставаясь на стороне объективного подхода к оценке явлений, мы должны отметить, что и на стороне противостоящей ополченцам Юго-Востока украинской воинствующей националистической партии имеется немало пассионариев. Это - сотни Правого сектора (*) и киевского Майдана, а также сформированные на их основе спецбатальоны Киева: «Донбасс», «Айдар», «Азов», «Днепр» и тому подобное. Можно предположить, что столкновения пассионариев Украины и России будут носить всё более ожесточённый характер и не ограничатся Юго-Востоком... Сегодня в жёстком противостоянии цивилизаций (России и Запада) по поводу ресурсов развития (энергетических и иных ресурсов экономики), на старых этических принципах сверхразвитого товарно-денежного общества фрактального плоского мира [4, стр.7-18] компромисс маловероятен. Ужесточение же санкций против России с целью принуждения её к отказу от защиты геополитических интересов в Восточно-европейском регионе способно своим обратным действием реструктуризировать (деструктуризировать) привычный европейский уклад жизни вплоть до его распадения. Таким образом, мир главенства выгоды остановился и теряет свои смыслы в конфликте своих крупных геополитических частей за ресурсы развития. В этот разрыв-остановку привычной современной семиосферы постсекуляризма, новой животности и плоского ценностного плана, нарастающей феминности ценностей общества массового потребления, кризиса либерализма и отсутствия будущего[4] и вошли пассионарии – Максим Семенихин, его товарищи и его противники. Эти люди начали создавать новые тексты культуры, новый код культуры (язык), что, возможно, даст начало иной национальной семиосфере (=культуре) [6], – отличной от общепринятой в устоявшемся современном «цивилизованном мире»[3]. Каковы же они, как можно понять из интервью?
2. В двух словах и на ограниченном для нашего доступа материале упоминаемого здесь интервью и журналистских опросов добровольцев-участников вооружённого конфликта на Юго-Востоке Украины можно заключить о проявлении некоторой новой этики справедливого мироустройства, этике совести между пассионариями-ополченцами. Она по определению не может быть иной в условиях окопно-добровольческого бытия. Причём, сходными мотивами справедливости, как кажется в первом приближении, руководствуются и националисты украинских, киевских спецбатальонов. Подобный шокирующий феномен сходства-совпадения идеологических установок и красных, и белых в борьбе за «Единую Неделимую» Россию в Гражданской войне 1918-1920 гг., описывал Василий Витальевич Шульгин (1878-1976) [7, стр.372]. Речь идёт об «этике совести», каковую некоторые российские общественные деятели, занимающиеся исследованием перспектив развития современного российского общества, отличают от «этики ограничения греха» (христианской, исламской) и от «этики проталкивания добродетели» (этическая система китайской цивилизации).[3]
3. Вооружённые конфликты на Украине, в Ираке (последнее – боевики ИГИЛ – движение Исламского государства Ирака и Леванта, запрещена в России), перманентный Палестино-Израильский конфликт, - все эти феномены разрыва-остановки глобальной семиосферы фрактального плоского мира[4] работают подобно Европейскому ускорителю CERN(Большой адронный коллайдер)[10]- "разгоняют" сознание крутящихся в них элементарных частиц (людей)до невероятных скоростей. И если по поводу Европейского ускорителя общественность время от времени выражает беспокойство о возможном получении в его лабораториях некоего антивещества, способного уничтожать наш вещественный, материальный мир[10], то никаких глубоких рефлексий по поводу мировых военно-конфликтных зон, продуцирующих иную этику, разрушающую мир современных отношений, нет, как нет. Ну что ж, «ты славно роешь, старый крот!»[9]. Или, если выражаться определённее, как это делает Гейдар Джемаль(1947 - по наст., вр.): «Сегодня на наших глазах медленно пробивается концепция Нового человека – человека, который не боится бросить военный вызов мировой системе: хоть Асаду, хоть Киеву, хоть даже и Москве. И он стоит посреди этого мира с «калашом» в руках, готовый к смерти сегодня, завтра, послезавтра. Это класс, у которого есть освободительная миссия. Это класс, условно говоря, полевых командиров. Это новый правящий тип. Это тот аристократический пролетариат будущего, который является защитником обездоленных».[2]
Nihil e. C
Литература:
1. Гумилёв Л.Н. Конец и вновь начало: популярные лекции по народоведению / Лев Гумилёв. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 384 с.: ил. – (библиотека истории и культуры) ISBN 978-5-8112-3578-0.
2. Девятов А.П. Драконы и Тевтоны. Развитие Скифской линии / Материалы сайта «Мировоззрение русской цивилизации», - [электронный ресурс], - http://www.razumei.ru/lib/articles/devyatov/ . Дата обращения 6.07.2014.
3. Девятов А.П. Концептуальная власть / материалы сайта «Мировоззрение русской цивилизации», - [электронный ресурс], - http://www.razumei.ru/vkadre/20140317/2169 . Дата обращения 6.07.2014.
4. Тульчинский Г.Л. Перспективы современной имманентности: новая трансценденция или фрактальность «плоского мира»/ «Семиозис и культура: интеллектуальные практики»: монография/ [науч., ред. И.Е. Фадеева, В.А. Сулимов]. – Сыктывкар: Коми пединститут, 2013. – 394 с. ISBN 978-5-87661-232-8.
5. Фадеева И.Е., Сулимов В.А. Семиозис: Субъективная антропология символической реальности / И.Е. Фадеева, В.А. Сулимов. – СПб.: Изд-ство «Астерион», 2013. - 252 с. ISBN 978-5-00045-070-3.
6. Фадеева И.Е., Сулимов В.А. Национальный семиозис и современная русская культура, – статья, сборник «Международный литературно-культурологический альманах-антология История Совести» № 3-4. – Сыктывкар: «Коми республиканская типография». – Заказ № 2391, тираж 3000 экз. Продаже не подлежит.
7. Шульгин В.В. Дни. 1920: Записки / Сост. И авт., вст., ст. Д.А.Жуков; Коммент., Ю.В.Мухачёва; Худож. А. Сергеев. – М.: Современник, 1989. – 559 с. – («Память»). ISBN 5-270-00808-4.
8. Сайт информагентства «Бизнес Новости Коми-БНК» / Материал: интервью с бойцом ополчения Юго-Востока Украины из Коми Максимом Семенихиным: «В окопах жизнь пролетает перед глазами, и молишься, как никогда в жизни!», - [электронный ресурс], - http://bnkomi.ru/data/interview/29826/. Дата обращения 5.07.2014.
9. Сайт «Словари и энциклопедии на «АКАДЕМИКЕ» / Материал, статья: «Крот истории», - Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс». Вадим Серов. 2003. – [электронный ресурс], - http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_wingwords/1294/ . Дата обращения 6.07.2014.
10. Сайт «Википедия» / материал, статья: «ЦЕРН (CERN)», - [электронный ресурс], - Дата обращения 6.07.2014.
1. Военный конфликт на Юго-Восточной Украине обнаруживает массовое появление в социокультурном пространстве, как России, так и Украины Нового человека (пока количественный порядок приблизительно равен 2-4 десяткам сотен с каждой противоборствующей стороны), – человека с резко отличающимися ценностно-мотивационными параметрами личности. Характеризуя этого Нового человека одним словом, можно утверждать, что этот тип личности – пассионарий. «Пассионарность – это характерологическая доминанта; это непреоборимое внутреннее стремление (осознанное или, чаще неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели (часто иллюзорной). Цель эта представляется пассионарной особи ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни и счастья современников и соплеменников… Она (=пассионарность, - прим., авт., статьи) не делает человека «героем», ведущим «толпу», ибо большинство пассионариев находится в составе «толпы», определяя её потентность в ту или иную эпоху развития этноса»[1, стр. 48-49]. Максим Семенихин и сотни его товарищей по оружию – ополченцев - есть новые люди России и Украины – пассионарии, люди специфической мутации, не затрагивающей фенотип человека, однако существенно изменяющей стереотип поведения людей. «Появившийся в генотипе вследствие мутации признак пассионарности обусловливает у особи повышенную по сравнению с нормальной ситуацией абсорбцию энергии из внешней среды…Разумеется, сам факт мутации в подавляющем количестве случаев ускользает от современников или воспринимается ими сверхкритично: как чудачество, сумасшествие, дурной характер и тому подобное»[1, стр.75-76]. Оставаясь на стороне объективного подхода к оценке явлений, мы должны отметить, что и на стороне противостоящей ополченцам Юго-Востока украинской воинствующей националистической партии имеется немало пассионариев. Это - сотни Правого сектора (*) и киевского Майдана, а также сформированные на их основе спецбатальоны Киева: «Донбасс», «Айдар», «Азов», «Днепр» и тому подобное. Можно предположить, что столкновения пассионариев Украины и России будут носить всё более ожесточённый характер и не ограничатся Юго-Востоком... Сегодня в жёстком противостоянии цивилизаций (России и Запада) по поводу ресурсов развития (энергетических и иных ресурсов экономики), на старых этических принципах сверхразвитого товарно-денежного общества фрактального плоского мира [4, стр.7-18] компромисс маловероятен. Ужесточение же санкций против России с целью принуждения её к отказу от защиты геополитических интересов в Восточно-европейском регионе способно своим обратным действием реструктуризировать (деструктуризировать) привычный европейский уклад жизни вплоть до его распадения. Таким образом, мир главенства выгоды остановился и теряет свои смыслы в конфликте своих крупных геополитических частей за ресурсы развития. В этот разрыв-остановку привычной современной семиосферы постсекуляризма, новой животности и плоского ценностного плана, нарастающей феминности ценностей общества массового потребления, кризиса либерализма и отсутствия будущего[4] и вошли пассионарии – Максим Семенихин, его товарищи и его противники. Эти люди начали создавать новые тексты культуры, новый код культуры (язык), что, возможно, даст начало иной национальной семиосфере (=культуре) [6], – отличной от общепринятой в устоявшемся современном «цивилизованном мире»[3]. Каковы же они, как можно понять из интервью?
2. В двух словах и на ограниченном для нашего доступа материале упоминаемого здесь интервью и журналистских опросов добровольцев-участников вооружённого конфликта на Юго-Востоке Украины можно заключить о проявлении некоторой новой этики справедливого мироустройства, этике совести между пассионариями-ополченцами. Она по определению не может быть иной в условиях окопно-добровольческого бытия. Причём, сходными мотивами справедливости, как кажется в первом приближении, руководствуются и националисты украинских, киевских спецбатальонов. Подобный шокирующий феномен сходства-совпадения идеологических установок и красных, и белых в борьбе за «Единую Неделимую» Россию в Гражданской войне 1918-1920 гг., описывал Василий Витальевич Шульгин (1878-1976) [7, стр.372]. Речь идёт об «этике совести», каковую некоторые российские общественные деятели, занимающиеся исследованием перспектив развития современного российского общества, отличают от «этики ограничения греха» (христианской, исламской) и от «этики проталкивания добродетели» (этическая система китайской цивилизации).[3]
3. Вооружённые конфликты на Украине, в Ираке (последнее – боевики ИГИЛ – движение Исламского государства Ирака и Леванта, запрещена в России), перманентный Палестино-Израильский конфликт, - все эти феномены разрыва-остановки глобальной семиосферы фрактального плоского мира[4] работают подобно Европейскому ускорителю CERN(Большой адронный коллайдер)[10]- "разгоняют" сознание крутящихся в них элементарных частиц (людей)до невероятных скоростей. И если по поводу Европейского ускорителя общественность время от времени выражает беспокойство о возможном получении в его лабораториях некоего антивещества, способного уничтожать наш вещественный, материальный мир[10], то никаких глубоких рефлексий по поводу мировых военно-конфликтных зон, продуцирующих иную этику, разрушающую мир современных отношений, нет, как нет. Ну что ж, «ты славно роешь, старый крот!»[9]. Или, если выражаться определённее, как это делает Гейдар Джемаль(1947 - по наст., вр.): «Сегодня на наших глазах медленно пробивается концепция Нового человека – человека, который не боится бросить военный вызов мировой системе: хоть Асаду, хоть Киеву, хоть даже и Москве. И он стоит посреди этого мира с «калашом» в руках, готовый к смерти сегодня, завтра, послезавтра. Это класс, у которого есть освободительная миссия. Это класс, условно говоря, полевых командиров. Это новый правящий тип. Это тот аристократический пролетариат будущего, который является защитником обездоленных».[2]
Nihil e. C
Литература:
1. Гумилёв Л.Н. Конец и вновь начало: популярные лекции по народоведению / Лев Гумилёв. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 384 с.: ил. – (библиотека истории и культуры) ISBN 978-5-8112-3578-0.
2. Девятов А.П. Драконы и Тевтоны. Развитие Скифской линии / Материалы сайта «Мировоззрение русской цивилизации», - [электронный ресурс], - http://www.razumei.ru/lib/articles/devyatov/ . Дата обращения 6.07.2014.
3. Девятов А.П. Концептуальная власть / материалы сайта «Мировоззрение русской цивилизации», - [электронный ресурс], - http://www.razumei.ru/vkadre/20140317/2169 . Дата обращения 6.07.2014.
4. Тульчинский Г.Л. Перспективы современной имманентности: новая трансценденция или фрактальность «плоского мира»/ «Семиозис и культура: интеллектуальные практики»: монография/ [науч., ред. И.Е. Фадеева, В.А. Сулимов]. – Сыктывкар: Коми пединститут, 2013. – 394 с. ISBN 978-5-87661-232-8.
5. Фадеева И.Е., Сулимов В.А. Семиозис: Субъективная антропология символической реальности / И.Е. Фадеева, В.А. Сулимов. – СПб.: Изд-ство «Астерион», 2013. - 252 с. ISBN 978-5-00045-070-3.
6. Фадеева И.Е., Сулимов В.А. Национальный семиозис и современная русская культура, – статья, сборник «Международный литературно-культурологический альманах-антология История Совести» № 3-4. – Сыктывкар: «Коми республиканская типография». – Заказ № 2391, тираж 3000 экз. Продаже не подлежит.
7. Шульгин В.В. Дни. 1920: Записки / Сост. И авт., вст., ст. Д.А.Жуков; Коммент., Ю.В.Мухачёва; Худож. А. Сергеев. – М.: Современник, 1989. – 559 с. – («Память»). ISBN 5-270-00808-4.
8. Сайт информагентства «Бизнес Новости Коми-БНК» / Материал: интервью с бойцом ополчения Юго-Востока Украины из Коми Максимом Семенихиным: «В окопах жизнь пролетает перед глазами, и молишься, как никогда в жизни!», - [электронный ресурс], - http://bnkomi.ru/data/interview/29826/. Дата обращения 5.07.2014.
9. Сайт «Словари и энциклопедии на «АКАДЕМИКЕ» / Материал, статья: «Крот истории», - Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс». Вадим Серов. 2003. – [электронный ресурс], - http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_wingwords/1294/ . Дата обращения 6.07.2014.
10. Сайт «Википедия» / материал, статья: «ЦЕРН (CERN)», - [электронный ресурс], - Дата обращения 6.07.2014.
* В материале упомянута организация, деятельность которой запрещена в РФ