Рекомендации круглого стола
«Соблюдение пенсионных прав граждан России, приобретших трудовой стаж на территории Эстонии».

Соблюдение пенсионных прав граждан на территории бывшего СССР редко становятся объектом внимания правозащитных организаций. 
Однако обращение граждан в правозащитные организации показывают, что на территории ряда стран, в первую очередь Эстонской Республики существует проблема с конвертацией в трудовой стаж этих государств времени работы граждан России или лиц без гражданства на их территории в времена Союза ССР. 

Так, в соответствие с законодательством Эстонии работники, как мужчины, так и женщины, приобретают право на пенсию по достижению ими 63 и более лет. Пенсионный Фонд России применяет в отношении лиц, работавших на территории Эстонии, возраст выхода на пенсию, принятый в Эстонии, а не в России, игнорируя тот факт, что Российская Федерация – правопреемник СССР, в связи с чем дискриминационная норма пенсионного законодательства Эстонии к гражданам России, постоянно проживающим на территории России, применена быть не может. 
Игнорируется и то, что в соответствие с российским законодательством (ст. 30 173-ФЗ) для назначения пенсии учитывается общий трудовой стаж, а не страховой стаж. 

Кроме Нарушен принцип пропорциональности, так как эстонское законодательство не предусматривает оплату за трудовой стаж, если он не подкреплен стажем страховым, введенным в Эстонии только в 1991 году. 

Пенсионный Фонд России последовательно проводит политику дискриминации специалистов, которые в период СССР работали на территории различных союзных республик, возлагая на пенсионеров бремя правового обоснования права на пенсию за отработанные на территории бывших союзных законов годы, а также бремя получения документов из другого государства. 
Пенсионный Фонд России приглашение для участия в круглом столе проигнорировал. 

Аналогичную позицию занимают также и суды г. Москвы, а также Верховный Суд РФ. Так, если суды субъектов РФ, как правило, становятся на сторону пенсионеров, то Верховный суд РФ активно формирует правоприменительную практику, направленную на то, чтобы применять нормы, ущемляющие права пенсионеров в интересах ПФР. По сути речь идет о дискриминации сотен тысяч специалистов, которые приобрели трудовой стаж или его часть, работая на территориях союзных республик, создавая то благосостояние, которым жители бывших союзных республик пользуются в настоящее время. 
Заключенный в 2011 году между Эстонской Республикой и Российской Федерации договор о пенсионном обеспечении существенно ухудшил реализацию пенсионных прав граждан России, так как позволил не учитывать трудовой стаж работы в советских период, а также вел ряд терминов и норм, трудных для понимания и не имеющих однозначного толкования, породив правовую неопределенность в сфере регулирования реализации пенсионных прав.
В результате дискриминационного договора была окончательно закреплена дискриминация пенсионеров – россиян, сложившаяся в результате разгильдяйства и непрофессионализма пенсионов органов России. Так, по состоянию на 2010 году в Эстонии российские пенсии получало 848 жителей Эстонии, в то время, как в России ни один из десятков тысяч лиц, переехавших в Росси из Эстонии на постоянное место жительство эстонской пенсии не получал. 

В связи с этим участники круглого стола РЕКОМЕНДУЮТ: 

1) Правительству Российской Федерации: 
- проверить обстоятельства заключения между Россией и Эстонией договора, дискриминирующего российских пенсионеров, работавших на территории Эстонии;
- отметить неудовлетворительную работу Пенсионного Фонда России по обеспечению пенсионных прав граждан, приобретших трудовой стаж во время работы на территории Эстонской Республики и Эстонской ССР; 
- принять меры, направленные на защиту нарушенных договором от 14 июля 2011 года прав российских пенсионеров, приобретших трудовой стаж на территории Эстонской ССР. 

2) Применять в отношении граждан Российской Федерации, имеющих трудовой стаж, приобретенный на территории Эстонской ССР, ту норму пенсионного законодательства, которая является наиболее для пенсионера наиболее благоприятной, в том числе и в части исчисления возраста выхода на пенсию. 

3) Верховному Суду России провести обобщение судебной практике по защите прав пенсионеров, приобретших трудовой стаж на территории бывших союзных республик, в т.ч. Эстонской ССР, обеспечив реализацию права на пенсионное обеспечение с учетом того, что согласно Всеобщей Декларации прав человека «каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам», принимая во внимание, что в настоящее время позиция Верховного Суда РФ противоречит данному принципу.

4) Минтруду России оказать содействие в разрешении отмеченных выше коллизий, оказать содействие в восстановлении нарушенных трудовых прав граждан.

Исп. Бабушкин

Оригинал