Приехал к нам «по распределению» (спецзаданию) Виктор Кидяев. Побыл он у нас всего несколько месяцев, провёл серию «тонких» встреч с руководителями муниципалитетов республики, несколько раз пообщался с губернатором, настроил работу технической части своей команды, распределил роли в «региональной зоне собственной ответственности и заинтересованности», заполнил своим присутствием местные СМИ…
 
И вуаля! – победа обеспечена. Причём его результат в предварительном внутреннем (рейтинговом) голосовании партии власти наводит на интересные мысли, точнее сравнения. Любопытные ≈69,2% – это не просто демонстративное лидерство, это также показательное и веское опережение наших земляков, ведь все его (бывшие) внутренние оппоненты либо родились в Марий Эл, или уже очень много лет здесь живут, развивают свой бизнес, занимают должности, строят семьи, любят внуков, знают проблемы нашего края глубоко (даже эмпирически) изнутри.
 
Почти все, кто лично «соприкасался» с господином Кидяевым, искренне про него говорят (характеризуют) – «порядочный мужчина», «грамотный политик» и «не сторонник ручного управления». По ходу дела Виктор Борисович, конечно, успел одних отчитать, иных – похвалить, третьим – (по слухам) что-то пообещать. И нет сомнений в том, что «мордовский гость» внёс существенный вклад в бесконфликтность проведения так называемых праймериз. Компетенция то и ресурсоёмкость грандиозные. К примеру, за его плечами имеется чуть скандальный опыт регуляции выборов 2015 года в таких «сладких» субъектах федерации, как Калужская и Новосибирская области (в обеих, кстати, тогда пытались бушевать пролиберальные объединения). В настоящее время он ещё является и партийным руководителем межрегионального координационного совета по Свердловской, Рязанской и (опять) Новосибирской области (правда на последних этапах, то есть совсем недавно, «неожиданно» отошёл от контроля за прохождением сибирской «предвариловки»). Множество источников независимых информагентств и политологов-обозревателей часто едины в одном: Виктор Кидяев «мало обращает внимание на кулуарные договорённости», «жёсткий в своих методах», «берётся за проблемные регионы», «иногда является раздражителем для туземной элиты и окрестной конъюнктуры». Но речь совсем не об этом.
 
Почему Марий Эл? Здесь выиграть просто легче… Вырисовывается некая параллель с (бывшим депутатом Госдумы от РМЭ) Владимиром Шемякиным. Владимир Леонидович, как правильный уроженец Тульской области, так же «пришёл к нам, посмотрел на нас и всех победил». Имеется в виду республиканский ПВГ 2011 года. Однако в тот период формат праймериз был иным (более замкнутым) и Шемякин в «междусобойчике» оказался третьим сверху, уступив локальную битву известным землякам (Владимиру Мухину и Ларисе Яковлевой). Хотя впоследствии «обком» партии власти первым в список от Марийской республики выставил именно его. Да, позже господин Шемякин предсказуемо стал парламентарием, потом (через пару лет) внезапно отказался от мандата и перешёл на «новую интересную работу»... Получается удобная у нас обстановка для старта и укрепления своих позиций. Плюс другие края, области и республики в состоянии «показать свои мышцы», они могут «побубнеть» и в случае надобности «потянуть одеяло». Марий Эл так не может (или не умеет) – с Кидяевым обязательно будут считаться.
 
Востребованность в подобном «монолите» и «прошибании стен», скорее всего, дополнительно объясняется тем, что при выборах Главы РМЭ мало кому известный «кировский гость» Сергей Мамаев умудрился за короткий срок акцентировать на себе внимание, привлечь людей, более-менее создать коллектив, перерасти в реального конкурента, «окучить» антирейтинг Леонида Маркелова и почти разорвать административный ресурс. Сейчас же подходить к непредсказуемости развития процессов следует с ракурса принципиальной «новизны» – предстоящие выборы в сентябре месяце 2016 года будут проходить по смешанной (мажоритарно-пропорциональной) системе (по партспискам и одномандатным округам). Есть вероятность (без утверждений, сугубо гипотетически, так как официальных заявлений пока нет): Марий Эл могут объединить с Кировской областью в одну «межрегионалку», которую возглавит Сергей Павлинович. Если так и выйдет, то на руках у избирателей в пик «картофельного сезона» появятся два избирательных бюллетеня с именами-фамилиями «Виктор Кидяев» и «Сергей Мамаев» в одном, и «Лариса Яковлева» и «Сергей Казанков» – в другом.
 
В скором времени протестный электорат, возможно (но крайне маловероятно), начнут дробить – появятся «спутниковые» дублирующие политические силы со слабой защитой нарабатываемых достижений. Высокий КПД (для «кое-кого») от них будет (с учётом ошибок прошлой предвыборной кампании) лишь при критике не в одну сторону, а в обе (как Мамаева/Казанкова, так и Кидяева/Яковлевой с привязкой последних к персоне Маркелова). Ну и партии-«старожилы» – они тоже урвут свой кусок (наша республика для них резерв в техническом «донаборе» голосов, до веса мандата). Прочие новички и карлики, в свою очередь, украсят конечную цельную картинку.
 
Поживём – увидим.
 
Константин Строкин