Ворота в сельских поселениях играют роль дотошных летописцев, фиксирующих количество и частоту пролетавших здесь осколков и пуль. В первый раз я увидел железные ворота, превращенные автоматными очередями в сито, на выставке «Манифесто», где художник из Чечни показал это лико войны. Я тогда еще засомневался: не является ли этот объект искусственным? В Донецке я понял, что это произведение, сильно задевшее меня на питерской выставке, просто банальность войны. 
На окраине Донецка, расположенной за железнодорожным вокзалом и сейчас примыкающей к «линии прекращения огня», каждый уважающий себя житель ставил металлические ворота. Не думаю, что это была защита от чего-то. Скорее символ благополучия и успешности. В 2014 г. по этому району активно били минометы и артиллерия с той стороны, которая находится буквально в одном - двух километров отсюда. И вот ворота стали летописками. Когда в них вглядываешься, то можно увидеть что-то ужасное и красивое. Нечто в духе «Цветов зла» Бодлера. 



И глядя в эту летопись, можно легко представить, что было с людьми, которые оказывались рядом с этими воротами. Но тех людей уж нет, а ворота остались.







 
Оригинал