Мой близкий друг прекрасный экономист Дмитрий Некрасов вчера был вынужден срочно уехать за границу: ему непрозрачно намекнули, что могут посадить за терроризм.
Все началось позавчера, когда он вернулся из Европы во Внуково. Там его продержали час и спрашивали, какое отношение он имеет к терроризму. Нужно знать его – бывшего сотрудника Администрации президента и Федеральной налоговой службы, успешного бизнесмена, очень умеренного оппозиционера, чтобы понять всю абсурдность подобных вопросов. Впрочем, вы его знаете: в отличие от меня, его регулярно раньше приглашали на телеэфиры. Уж поверьте, что ни о каком экстремизме и уж тем более терроризме не может быть и речи.
Но даже его позиция эксперта-экономиста оказывается сейчас опасной. Еще бы: он, как и я, баллотируется в Думу от «Яблока» по Москве. И, по последним замерам, имеет шансы выиграть у Лысакова.
Естественно, я сейчас буду писать запросы во все инстанции и требовать ответа, что происходит.
Дима рассказывал мне, как люди в больших чинах предупреждали его о возможном деле. Он мне называл их фамилии и должности: люди весьма влиятельные и информированные. На прошлой неделе мы встретили общего знакомого. В совместном разговоре со мной и Димой Некрасовым он сказал «если вдруг в Думу пройдешь ты или вдруг пройдет Дима, то расстроятся совершенно разные люди, а те люди, которые расстроятся по поводу Некрасова, умеют только дела возбуждать, зачем ему это надо?». Позже уже мои источники в АП сообщили, что у Некрасова "есть серьезные проблемы".
Мы сначала думали, что запугивают, пока Диму не задержали во Внуково. Неясно, есть ли уже какое-то дело, но все понимают, что подписать постановление следователю – 2 минуты.
Только вчера мы вместе сидели в «Яблоке» и слушали главу ФАС, после этого он поехал на «Эхо», а потом у него оказался выключен телефон. Больше суток я не знал, где он и что с ним, пока не получил от него звонок уже из Европы. Ни он, ни я не хотим называть это эмиграцией. Пока это – вынужденная отлучка. Я прошу от вас максимально распространить эту информацию, чтобы отлучка не стала постоянной.
Почитайте пост Димы Некрасова, он многое объясняет:
В силу того, что вокруг меня поднялась информационная волна, а в процессы, связанные с кампанией вовлечено множество людей, вынужден прокомментировать произошедшие. Комментарий делится на две части: повествовательную и содержательную.
Повествование:
Начну издалека. После ухода с госслужбы в 2012- 2014 годах я участвовал в различных протестно-оппозиционных историях: был секретарем КС оппозиции, ездил на «враждебные» по мнению нашей официальной пропаганды, семинары и мероприятия, общался с наименее приемлемыми нашей властью оппозиционерами и эмигрантами. Я всегда при этом находился в рамках правового поля и был противником любых революционных сценариев, за что был постоянно порицаем коллегами из числа «пламенных революционеров».
Тем не менее, в конце 2014 года у меня возникли некоторые проблемы с ФСБ на почве моих оппозиционных активностей. Я не хочу здесь вдаваться в характер этих проблем и с кем-то личные счеты сводить, скажу лишь, что в связи с этими проблемами мне пришлось вывезти из страны семью и уехать самому. Новый 2015 год я встречал на Кипре в предположении, что по всей видимости придется жить в эмиграции.
Но тут убили Бориса Немцова. Неожиданно в нашем странно устроенном государстве щелкнули какие-то тумблеры и меня (не только меня, но в числе) стали чуть не каждый день звать на федеральные каналы. Со мной никто ни о чем не договаривался, ни о чем не просил, просто вдруг стали звать буквально везде, а сигналы об опасности прекратились.
Я в свою очередь тоже сделал выводы из военно-полевых игр осени 2014 и перестал общаться с людьми и посещать мероприятия, которые (по моему субъективному суждению) могут раздражать товарищей в погонах.
Я не считаю сколько-нибудь правильными или демократичными действия, направленные на полное исключение некоторых лиц или организаций из легального политического пространства. Однако я хотел в этом легальном политическом пространстве остаться, а потому следовал логике: я говорю то что думаю, но на баррикады не лезу и резких движений не совершаю.
После года телеэфиров и круглых столов я подумал, что снова респектабелен, а тут еще изо всех щелей доносится информация, что Кремль де захотел легитимных выборов. Типа процент ЕР не столь важен, все и так подконтрольно, поэтому легитимность превыше всего, причем в первую очередь в Москве.
И я, дурак, поверил. Если бы все сигналы свидетельствовали о том, что выборы будут как в 2011 году, я бы точно не стал закапывать десятки миллионов рублей в нулевой шанс избрания. А так думаю, ну хотят же легитимность показать, если не фракцию, то пару умеренно-либеральных говорящих голов для картинки пропустят и при определенном везении можно попасть в их число.
Нанял технологов. Раньше всех развернул кампанию (краткие итоги писал здесь - https://www.facebook.com/dmitry.al.nekrasov/posts/893490250762022 ) всю свое время и силы посвятил выборной гонке….
И тут пошли некоторые странности.
Мой одноклассник (дружим почти 25 лет, крестный отец моей дочери), служил в ФСО последние 14 лет, дослужился до майора, был на хорошем счету с наградами и т.д. И тут его вдруг (в марте) внезапно выгоняют по статье. Формально за то, что в субботу лекцию прогулял (!), фактически – за связь со мной. Дальше человек идет искать работу в службы безопасности разных структур – с ФСО приходит отзыв «не брать ни в коем случае, он связан с Некрасовым». Я конечно рад, что моя избирательная кампания привела к моей высокой узнаваемости хотя бы в каких-то кругах, но это просто 1937 год какой-то «за дружбу с врагом народа».
Дальше больше: разные мои знакомые (а такие у меня на госслужбе остались, но называть понятно не могу) начинают доводить до меня информацию что принято решение меня посадить. Инкриминируют финансирование экстремизма и терроризма. Прям одинаковая информация по разным каналам, от заслуживающих доверие и информированных людей.
Ну я подумал намеренно пугают, чтобы на выборы не шел. Организованный слив. Где я, а где терроризм. С такими буржуазными либералами типа меня у нас в России принят другой тип отношений: создают риски для бизнеса а потом договариваются. Типа обыски в Онэксиме – потом продажа РБК (ну с поправкой на масштаб конечно). К таким рискам я готов и понимаю как с ними работать, а терроризм – явный бред.
И вот по прилету в Россию 24.05 во Внуково я был задержан и опрошен (? могу в терминах путаться) сотрудниками ФСБ на предмет моей связи с террористическими организациями. Примерно такой разговор «Отвечайте про вашу связь с терроризмом?» «Ее нет, что отвечать» «У нас есть информация, что вы связаны с терроризмом» «ну вы конкретные вопросы задавайте» - полное отсутствие конкретных вопросов.
Еще меня опросили где живу, что делаю, очень заинтересовались предназначением и способами использования найденных в моей сумке бирушей и долго кололи на то, чтоб ноутбук распаролил. Потом просто отпустили. Никаких протоколов ничего.
Вот подскажите мне: зачем было проведено подобное мероприятие??? Где логика?
На следующее утро мои источники донесли что судебное решение о мере пресечения вопрос дней и мне «пятнашка светит» (не знаю правда ли, может и слив, но источника два).
И я решил не рисковать. Ключевыми были следующие соображения:
1. Абсурдность инкриминируемого.
Если бы вдруг оказалось, что я там лес украл или нефть, или еще как смошенничал этому никто (включая меня) бы не удивился. Но неправдоподобность истории, что между выступлениями на федеральном тв и написанием аналитических статей я попутно занимаюсь ТЕРРОРИЗМОМ столь очевидна, что я поверил и правда шьют. Я вообще верю в глупость человеческую. Слив был бы правдоподобней.
2. Несоразмерность ресурсов запугивания. Я не про задержание в аэропорту, а про уровень доносивших до меня информацию доброжелателей. Убедить меня отказаться от идеи выборов можно было гораздо более простыми способами.
Кто считает себя вправе, может обвинить меня в малодушии, но с учетом изложенного я использовал следующий алгоритм действий: обзавелся адвокатом, проинформировал о ситуации «Яблоко» и шпионским манером в ночь по совету опытных товарищей через Беларусь на чужой машине с выключенными телефоном покинул страну)))
Мне советовали ехать через Белоруссию на Украину, тк там граница прозрачней. Но на Украине, по мнению бдительных товарищей, враги. А я не хочу давать лишних поводов. Поэтому по древнерусской традиции отъехал с Москвы в Литву, где и пишу эти строки (в логике той же традиции).
Теперь перехожу собственно к теме поста.
То как проходила моя предкампания в плане административного противодействия (его было не больше а где-то и меньше, чем другим оппозиционным кандидатам в Москве), а также все другие доступные источники информации, свидетельствуют о том, что и в Администрации Президента и в Мэрии никаких претензий лично ко мне нет.
Т.е., конечно, в Думе я нафиг никому не нужен. И у них есть понятная задача провести единоросов. Но от того, что Дима Некрасов вдруг станет депутатом там точно никого лично не уволят.
Вся эта история явно не оттуда и не от конкурентов по округу. Почерк не тот. История – от «силовиков» (воспользуюсь дальше этим осторожным эвфемизмом, под которым понимаю не всех силовиков вообще, а конкретную группу злых на меня силовиков ).
Несколько дней размышления позволили мне придумать лишь две логики их действий (не исключаю что возможны и иные:
1. «Силовики» хотят лично меня за что-то наказать. Ну это не велика история. Если б конечно не мое участие в выборах и не поставленная президентом задача обеспечения легитимности этих выборов.
2. «Силовики», в рамках своей логики, фильтруют кандидатов в Думу и определяют кому точно ни при каких обстоятельствах в Думе не место. А потом своими методами таких забракованных стопорит.
Это что-то новое в политическом процессе и мне крайне интересно отношение к этой практике руководства нашей страны и политического блока АП.
В обычной ситуации «силовики» (по принятым у нас понятиям) в своем прав. Но сейчас вроде выборы. Вроде задача легитимность. И тут террористом (!) вдруг оказывается кандидат от «Яблока» (!) и бывший сотрудник экспертного (!) управления Администрации Президента.
В практической плоскости я от идеи участвовать в выборах пока не отказался. Не люблю бросать начатое.
Но до прояснения ситуации в Россию возвращаться не планирую. Я не революционер и в отличии от моего хорошего знакомого Ильи Яшина просто так «посидеть не готов». При случае мне есть где и на что жить за границей. Да и чем заняться найду.
В текущей ситуации я буду просить «Яблоко» направить в соответствующие органы запросы о моей причастности к чему-либо. Они же ведь имеют право проверить: вдруг я правда террорист? :)
Также буду просить моего друга депутата Гудкова отправить соответствующие запросы во все возможные адреса. Не то, что я верю, что смогу так переломить ситуацию (хотя чем черт не шутит), скорее хочется довести эксперимент по поводу «легитимных выборов» до конца.
Если поступят ясные информационные сигналы: «дескать ошиблись мы» - вернусь и продолжу начатое (ну не могут же наши органы нагло обманывать партию «Яблоко»).
Если же выяснится, что я и в правду террорист – готов участвовать в слушаниях по экстрадиции в любой нейтральной юрисдикции. Мне правда интересен материальный состав своего дела.
А закончить хочется замечательной фразой из фильма «О бедном гусаре замолвите слово»:
«Неумно мы порой работаем. Грубо… Парадокс получается: из простых обывателей врагов отечества делаем…».
Хорошего опера озлобили и выгнали без возможности встроиться в систему – куда он пойдет?
Пикейного жилета записали в террористы, выдавливают из легальной политики.
Дело не в конкретных нас. Система множит врагов и теряет квалифицированные кадры.