Осенью прошлого года, во время выездного заседания Комиссии СПЧ в Оренбурге, один из членов региональной Общественной палаты передал мне жалобу, ознакомившись с текстом которой я был вынужден просить Михаила Александровича поручить её рассмотрение другому члену Совета.
Речь в жалобе шла о некоей зловредной организации «Комитет по предотвращению пыток», сотрудники которой добиваются привлечения к уголовной ответственности участкового из деревни Кариновки. «И уже почти добились! Спасать надо участкового!» - пытался зарядить меня своим энтузиазмом оренбургский общественник.
В жалобе сообщалось, что финансируемые вражескими разведками МИ-6 и ЦРУ юристы Комитета пытаются посадить героического сельского участкового майора Лагаева, потому что… они вражеские агенты и не зря им Запад деньги платит. Участковый же, по его словам, был виноват лишь в том, что провел воспитательную беседу с местным пьяницей и дебоширом - Андреем Бишевым. А уже после этой воспитательной беседы на просветленного пьяницу напал колхозный бык и нанес ему множественные тяжкие телесные повреждения.
Мне тогда пришлось объяснить, что руководителем «вражеского Комитета» являюсь именно я – Каляпин Игорь, член СПЧ при Президенте, аналогичного Совета при нижегородском Губернаторе, и прочая… Пришлось объяснять и то, что юристы «Комитета по предотвращению пыток» ни от каких разведок денег не получают, работают за небольшую зарплату, которая от количества осужденных полицейских никак не зависит, и не имеют никакой заинтересованности засадить невиновного полицейского в колонию.
Другое дело, что при проверке заявления гражданина Бишева, было собрано достаточное количество доказательств того, что это именно участковый уполномоченный Лагаев зверски избил потерпевшего, после чего в багажнике своего автомобиля (чтобы не испачкать машину, как он сам пояснил) доставил избитого гражданина в отдел полиции, где еще раз применил к нему незаконное насилие, после чего водворил в камеру. Врачам пришлось предпринять героические усилия для спасения жизни Бишева. Многочисленные разрывы внутренних органов, внутреннее кровотечение потребовали многочасовой операции, ход которой по видеосвязи контролировали хирурги из областного центра.
Да, потерпевший действительно систематически совершал правонарушения и, как правило, в пьяном виде. Но никто не наделял участкового полномочиями судьи и палача.
А версия о том, что телесные повреждения потерпевшему причинил местный бык – не более, чем неуклюжая попытка полицейского уйти от ответственности. В любом случае, собранные доказательства будет оценивать следователь, потом прокурор, а потом еще и суд будет проводить свое судебное следствие. Так что опасаться влияния «иностранных агентов» вряд ли стоит. Ну, а перекладывать должностное преступление полицейского на колхозного быка Васю и вовсе безнравственно. Вася – хоть и бык, но существо безответное, его и защищать то, случись чего, некому будет.
Убедить общественника мне тогда не удалось. Среди прочих аргументов он привел и такой – этого пьяницу и дебошира Бишева еще и не так избить надо было… На этом месте я обычно дискуссии заканчиваю. Со сторонниками идеи, что правильный милиционер имеет право хоть насмерть забить любого, лишь бы этот любой был «тот который нужно», мне спорить не о чем. Про это всё написано и в Конституции и в Уголовном кодексе и во многих других хороших и добрых книжках. Рекомендую для самостоятельного прочтения.
Процесс был долгим и непростым. Интересы потерпевшего Бишева в суде представляла инспектор «Комитета по предотвращению пыток» - Альбина Мударисова. Было опрошено более 30 свидетелей, суд внимательно изучил заключения нескольких экспертиз, были изучены видеозаписи камер видеонаблюдения, расположенных в отделе полиции. Судья Переволоцкого районного суда Тамара Чарикова даже проводила выездные заседания в деревне Кариновка, чтобы самой лично осмотреть место происшествия и самой лично оценить достоверность показаний некоторых свидетелей…
И вот вчера, наконец, был вынесен приговор. Майор полиции Анатолий Лагаев признан виновным совершении тяжкого должностного преступления - превышении должностных полномочий с применением насилия, опасного для жизни потерпевшего. Ему назначено наказание в виде 3-х лет лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима.
Кстати, бык Вася в приговоре суда не фигурировал и, таким образом, может считать себя полностью оправданным.
Для сведения группы поддержки осужденного Лагаева сообщаю, что обвинительное заключение было составлено следователем Отдела по расследованию особо-важных дел Следственного управления СК РФ по Оренбургской области, утверждено руководителем 1-го отдела СУ СК РФ по Оренбургской области, утверждено Прокурором Переволоцкого района Оренбургской области, поддерживалось в суде Заместителем прокурора Переволоцкой прокуратуры. Наконец, приговор был постановлен федеральным судьёй РФ. Надеюсь, у сторонников Лагаева, считающих обвинительный приговор происками «иностранных агентов», нет сомнений в благонадежности, патриотизме и добросовестности всех этих людей. Кстати, гособвинитель в процессе – заместитель прокурора района - Миляева Наталья Александровна, выступая в прениях, просила суд назначить Лагаеву наказание в виде 5,5 лет лишения свободы. Так что любителю «воспитательных бесед», возомнившему себя шерифом с Дикого Запада ещё повезло.
А сторонникам осужденного Лагаева надо бы понять, что иностранные агенты и колхозные быки тут не при чем. Закон надо соблюдать.
Игорь Каляпин.