15 марта 1951 года Витгенштейн выводит очень интересную оценку воинственности: "как нечто родственное опрометчивости или поверхностности" и дальше добавляет "я хочу понять ее как что-то находящееся по ту сторону обоснованного и необоснованного; то есть словно нечто животное"
Воинственность все время находится в тупике животного. Мы его оттуда достаем, седлаем и попользовавшись возвращаем назад. Вы заметили, что вот это "опрометчивое и поверхностное" и есть по сути все мы. Мы в вечном животном тупике, обуздать который можно только пережив его и помолчав, не искать оправдания.
Тут ведь "опрометчивость" очень важная. Мы как будто что-то выбрасываем в начале, что бы легче потом молчалось и думалось.
В любом конфликте, где выскакивала наша воинственность есть только одно условие рождения обоснованного и не обоснованного - молчание, об которую рассыпаются опрометчивость и поверхностность. Так что у молчания намного больше, намного больше... Может быть вся наша словесная и текстовая культура рождена как условие молчания. Может быть именно об этом говорит Бибихин в "Языке философии". Нам кажется что мы учимся говорить, но это поверхностно... мы учимся молчать, но не для сокрытия (хотя не без этого), а как условие рождения обоснованного и необоснованного как новой культуры.
27 Май 2016, 11:13