Стал сегодня участником круглого стола, на котором обсуждали роль малого и среднего бизнеса (МСБ) в оборонно- промышленном комплексе (ОПК), организованном партией Родина.

Чуть ли не каждый выступающий начинал со слов о негативном влиянии либералов и трудности решения кадрового вопроса. В первой части про либералов все были фактически единодушны - называли либеральным правительство, попавшим под влияние либерального крыла (хотя это ни одного раза не так) и обвиняли либералов (вспоминали даже Гайдара) виноватыми в той отрасли, где либеральные принципы не применимы даже близко.

Перейду к кадровому вопросу. 
Как всегда не хватает специалистов, а если есть специалисты, то они очень дорогие и их не найти, раньше была система распределения после вузов, а сейчас нет – песнь достаточно известная на практически любых совещаниях. Отмечали роль ОПК - должен стать локомотивом развития экономики, а «шлейфом» должен быть малый и средний бизнес. При этом нашими союзниками, как отметил Андрей Шпиленко могут быть только армия и флот. Хотелось бы заметить, что последние многомиллионные факты коррупции в Оборонсервисе и Восточном навеяли мысль о том, что хорошо бы врага поискать поближе. И это не только коррупция, а еще, что приносит, несомненно, больший вред, - это неэффективный менеджмент. Так вот неэффективный менеджмент никто во враги не записывал.

Позиционирующий себя экспертом Михаил Хазин говорил об источниках инвестирования. Первый источник – «внешний» себя исчерпал и с ним все понятно. Поэтому надо сохранить второй источник - бюджетный, как источник роста оборонного заказа. По логике Хазина схема такова. ОПК это локомотив, а малые предприятия предлагают инновационные решения. Правда совершенно непонятно, как работающие на собственном капитале малые предприятия могут заниматься инновациями.

Андрей Шпиленко говорил о том, что малые предприятия на Западе не включены в различные программы поддержки со стороны правительств своих стран, они не получают субсидии или иные льготы, а тем не менее выполняют заказы оборонного комплекса. Но что Хазин совершенно резонно заметил, что им такая поддержка со стороны государства и не требуется при 2% стоимости кредита. 
Основная мысль Шпиленко касалась создания кластеров. Кластер, как решение проблем связи МСБ с крупными предприятиями ОПК. А государственная поддержка (лицензирования, сертификации, получения субсидий и пр) регламентируется соответствующими номерами Постановлений правительства (с которыми, как выяснилось, знакомы были только два человека из присутствующих).
Было интересное выступления и представителей собственно малого бизнеса. Один высказал мысль о том, что издержки предприятия получаются очень высокими, что неизбежно сказывается на очень высокой конечной цене продукции. Отчасти высокие издержки объясняются «наследием» - большие территории, которые невозможно сдать в аренду (не обустроены), но за которые приходится платить. 
Второе выступление представителя МСБ было не менее интересным. Оказывается, что производственный цикл его частного предприятия по изготовлению инновационного оборудования для самолетов составляет 10 месяцев. Но на сегодняшний день (конец пятого месяца) нет ни одной «бумажки», гарантирующей, что будет передан заказ, не говоря о финансировании. Если такое «оформление документов» протянется до ноября месяца, то на изготовление просто не хватит времени. Работать же сейчас на заемном капитале, с учетом его дороговизны, просто не разумно.

Теперь мои мысли в слух о сложившейся ситуации. 
Малый и средний бизнес, в силу очень высокой дороговизны кредитов (20-25%), работает исключительно на своем собственном капитале. Работая на своем капитале, который является очень дорогим, малые предприятия стремятся свести риски к нулю. Поэтому проекты ОПК, имеющие длительные производственные циклы и сроки оборота капитала, для малых предприятий мало привлекательны. Если что и привлекает, так это та дельта, которая может быть заложена при передаче заказа. Более того, в эту дельту может быть заложен и «интерес» других посредников в цепочке. Поэтому и менеджмент здесь не выходит на первое место, а важно, чтобы были свои лояльные люди в управленческой пирамиде. Опять же упираемся в кадровый вопрос, который решается не за счет профессионализма, а за счет «отрицательного отбора» по признаку лояльности. Пришли к тому с чего начали.