Для того, чтобы победить в предварительном внутрипартийном голосовании «Единой России», побеждать в нём вовсе не обязательно.
«Как я выиграл войну», – так назывался художественный фильм, снятый в 1967 году английским режиссёром Диком Лестером с Джоном Ленноном в одной из главных ролей. Фильмец получился так себе, с исторической правдой ничего общего не имел, критика разнесла его в пух и прах, а снобы из лондонской театральной тусовки и вовсе обошли презрительным молчанием. Тем не менее, свою войну Дик Лестер выиграл: картина собрала приличную кассу, обеспечив ему перспективный контракт с United Artists. Прям как в том детском анекдоте про мартышку, которая, может, и выглядела дура-дурой, но свои десять баксов в день строго имела.
Ну, да и ладно: сегодня я не о Лестере, не о Ленноне и даже не о мартышке. Сегодня я – о предварительном внутрипартийном голосовании «Единой России», которое вот-вот стартует в Кировской области и по итогам которого, если верить заверениям функционеров, будут определены имена кандидатов от партии власти в депутаты Госдумы, ОЗС и прочих дум рангом пониже. Некоторые называют предстоящее событие словом «праймериз», но я постараюсь его избежать, поскольку не проинструктирован, как грамотно его употреблять: во множественном ли числе (как предварительные выборы) или в единственном (как предварительное голосование), – и, соответственно, не смогу правильно написать, чем оно закончатся или чем они закончится. А так как читаете вы эту заметку аккурат, чтобы это узнать, то получится, что я вас подло надул.
Ещё меньше, чем о слове «праймериз», я знаю о самой процедуре и методике определения её победителей. То есть в целом, конечно, всё всем понятно – меж тем как в частностях ногу сломит и сам чёрт. Документы без грифа «для служебного пользования» по этому поводу найти в открытых источниках практически невозможно. Подлинно известно лишь, что голосование будет рейтинговое и что Москва велела провести его максимально честно, из своих предпочтений в Кировской области обозначив лишь Рахима Азимова (которому рекомендовано оказать всяческую поддержку) и Олега Валенчука (которого рекомендовано как минимум «не топить»). При этом результаты предварительных выборов в регионах будет разрешено объявить только после того, как специальные товарищи из столицы тщательно проверят все протоколы и изучат все жалобы на предмет возможных вбросов, подкупов, каруселей и аналогичных проявлений адмресурса – с правом аннулировать результаты, если, к примеру, преимущество кого-либо из кандидатов на отдельных избирательных участках покажется им искусственно завышенным.
А теперь о главном – то есть о том, кто на этих выборах победит. Или, если так будет понятнее: как на этих выборах победит тот, кто на этих выборах не победит.
Для примера возьмём среднестатистического претендента на мандат Государственной Думы: того же, скажем, Алексея Котлячкова или, там, Владимира Быкова, без разницы – лишь бы человек был хороший и нужных людей устраивающий. И зададимся вопросом: что должен сделать наш гипотетический Владимир Васильевич, чтобы Москва, когда будет называть (к примеру, в четверг) фамилии победителей, назвала именно его фамилию – вне зависимости от того, сколько граждан за него проголосовали на самом деле? Правильно. Он должен слегка нарушить партийную дисциплину и – вперекор запрету – уже в воскресенье (край – в понедельник) как бы ненароком слить в прессу информацию о том, что он, – то бишь гипотетический наш Владимир Быков, – в этих выборах как раз и победил. И всё. Потому как назвать лидера регионального отделения «Единой России» лжецом Москва всё равно не посмеет (вокруг партии и без того скандалов выше крыши) – а, следовательно, столичным товарищам ничего не останется делать, кроме как и впрямь объявить нашего гипотетического Владимира Васильевича всепартийно одобренным кандидатом. Тем более что галочек рядом с нужной фамилией в итоговом бюллетене при рейтинговой системе голосования можно понаставить сколько угодно. По партийной линии его, конечно ж, потом пожурят, но пожурят, вероятней всего, формально – да и за что? Ну, не сдержался, переволновался, сболтнул лишнего, с кем не бывает? А там, глядишь, и нужный человек за него словечко-другое замолвит. В общем, следите за информационной лентой: всё остальное – и, думаю, очень скоро – вы узнаете из неё.
Что же насчёт того, честно это или нечестно… Так и той мартышке крокодил говорил, что нечестно. Но свои десять баксов с него она всё равно стрясла.