Часть 3
К сожалению, системы управления с имманентным принципом в человеческом сообществе до настоящего времени не были созданы. Почему? На этот вопрос мы ответим позже, когда будем рассматривать биологическую природу человека.
Основное распространение получили системы с интервентными управляющими структурами. В управляемой системе с интервентным управлением всегда можно выделить собственно управляющую структуру, которая имеет функциональное обязательство вырабатывать осознанные управляющие сигналы. Она выступает в роли или источника управляющей “воли”, или проводника чьей-то воли. Одновременно в такой системе существуют и сигналы рефлексивного управления, когда одновременно с официальными (осознанными) сигналами между элементами циркулируют неформальные сигналы.
Такая структура, конечно же, может быть органически связана с системой. Она может удовлетворять ее потребность, обеспечивая жизнедеятельность, и даже иметь совокупность рефлексивных взаимодействий между элементами системы, но, тем не менее, управляющая структура четко формализована и имеет источник воли. Чем выше взаимная связь между управляющей структурой и системой в целом и зависимость управляющей структуры от состояния системы, тем выше будет имманентность управления в системе.
Интервентные управляющие структуры могут быть по отношению к управляемой системе внешними. Но могут быть и внутренними, когда субъекты управляющей структуры принадлежат к сообществу данной системы. В обоих случаях управляющие структуры не увязаны или очень слабо увязаны с системой. Более того, они не рассматривают управляемую систему, как нечто единое с собственно управляющей структурой, но относятся как к средству для достижения целей и задач членов «команды управителей».
Обособленная управляющая структура может жить собственной жизнью, ставит собственные цели и стремится к их реализации, игнорируя потребности других субъектов. Именно такую управляющую структуру можно считать интервентной, а ее поведение – Властью.
Именно интервентная система является инструментом, а в ряде случаев и олицетворением Власти. И в этом состоит принципиальное отличие «Управления» от «Власти».
Часть 4
Гербом — символом российского государства — сотни лет назад избран двуглавый орел. Хотя правильнее было бы, наверно, изобразить дракона. Почему? Потому, что нет в России человека, который не спрашивал себя или своих близких: «Почему жить так мучительно трудно»? Ответы для себя каждый придумывает сам. Одни говорят — все беды от того, что в стране плохая система. Они до 1991 года ругали Советскую Власть. Свергнув ее, стали ругать капиталистическую систему возрожденной России.Другие считают, что все проще — нет Хозяина и часто говорят: «Вот был бы Сталин… Вот был Хозяин!». При этом как бы забывают, что в жизни их предков и до Сталина были другие злобные и кровавые тираны — Иван Грозный и Петр Первый. Результат был примерно одинаковым: нищий, забитый обездоленный народ и фантастически богатый Царь и его ближайшее окружение.
Намек на ответ по заданному вопросу подсказывает Евгений Львович Шварц. Он написал пьесу «Дракон» в 1943 году, конечно же, имея в виду своих современников Гитлера, Сталина, Муссолини, Салазара. Но «Дракон» Шварца — это не первая сказка о борьбе «доброго молодца» против злодея, обижающего народ. Почти в каждой русской народной сказке главный герой — Змей-Горыныч о трех, шести, девяти, двенадцати головах или Кащей Бессмертный. При этом древние мудрецы большинство своих сказок заканчивали победой героя-одиночки и свадьбой, на которой автору «по усам текло, а в рот не попало».И только Шварц жестко и прямо сформулировал: «Победить дракона может только тот, кто может стать новым драконом». И никаких иллюзий на этот счет. Сам Ланцелот после победы над Драконом — властелином города признался спасенной им Эльзе: «Я — другой». А ткачи и кузнец, помогавшие Ланцелоту в битве, превратились в тюремщиков.
Но жестокость сказки Шварца не только в этом. Другие народы в своих сказках говорят о других героях. Они — красивые и уродливые, злые и добрые, смешные и наивные, умные и глупые. Но герои сказок других народов мира не имеют родовых признаков, которыми наделены Змей Горыныч и Кащей. У китайцев дракон играет совсем другие роли. И только в большинстве русских сказок чаще всего присутствуют именно Змей, как символ беспощадной власти и беззакония, и Кащей — стремящийся собрать и скопить все злато в своих сундуках. Они требовали безропотного повиновения, а для своих утех — самых красивых девушек, мясо, и чахли над златом, что копилось в сундуках.