Первая часть семинара проходила в Киеве. Перед нами выступило пять экспертов. Не думаю, что все их выступления стоит пересказывать. Остановлюсь только на двух.
Жертвы информационной войны
Доклад эксперта «Центра Медиареформ» Татьяны Матичак вкратце пересказала Елена Соловьева, повторяться нет смысла. Я лишь немного дополню. Своими словами, и как я ее понял.
Итак, а la guerre comme a la guerre. Эта крылатая фраза касается и информационных войн. Как говорил Бисмарк, никогда люди так не врут, как перед выборами, после войны и во время охоты. Иначе говоря, в уши россиян и украинцев вылили столько лжи, что непонятно, как они еще держатся на головах. Однако причины лжи разные, а значит и ложь разная.
Почему лгут российские СМИ, понятно. Подавляющее большинство из них жестко контролируется путинской властью, поэтому они и подают информацию так, как ей, власти, это выгодно. С Украиной дело обстоит несколько иначе. Нельзя сказать, что они все абсолютно свободны и независимы. Большинство телеканалов, в частности, принадлежит олигархам:
Как видно из этой таблицы, только один канал независим. Но разные олигархи блюдут разные интересы, поэтому посмотрев новостные и аналитические программы, всякие ток-шоу разных телеканалов, можно получить более-менее полную картину происходящих в Украине событий. Во всяком случае своих депутатов, президента и премьера (и старого, и нового) журналисты не жалеют. Вот только канал «1+1» не скажет ни слова дурного про Коломойского, а «Интер» не станет ругать Фирташа. А вот про Россию они говорят практически в один голос.
В условиях информационной войны наши украинские коллеги предпочитают держаться своего окопа. Татьяна Матичак назвала это «журналистикой преданности».
- Им никто не указывает, как и что надо писать или показывать, но они предпочитают представлять дело так, что Украина хорошая, а Россия плохая, – отметила эксперт.
В результате мы имеем искаженное представление друг от друге. Перед поездкой и мне, и другим участникам не раз приходилось слышать слова тревоги от близких: Украина – страна неспокойная, за русский язык могут руки-ноги оторвать, будьте осторожнее. А между тем мы в Киеве почти не слышали иной речи, кроме русской. Разве что во Львове говорят и по-украински, и по-русски, и по-польски… И ни разу никто из нас не столкнулся с какой-то недоброжелательностью только потому, что мы из России.
Но и многие эксперты не раз спрашивали: какие неприятности нас ждут на родине из-за того, что мы осмелились поехать в Украину и даже принять участие в семинаре?
Любопытный диалог у меня состоялся 9 мая в Киеве с одной молодой женщиной, когда мы с ней любовались парадом военных оркестров. Узнав, что я россиянин, она спросила: правда ли, что у нас сажает тех, кто против Путина?
- В прошлом году у нас в Коми арестовали несколько десятков человек…, – начал я.
- Наверное, это все вольнодумцы, – перебила киевлянка.
- Что вы! Верные путинцы.
- Тогда за что же их взяли?
- За коррупцию.
- У вас все как у нас.
Мифы о Донбассе
Пожалуй, наибольший интерес в тот день вызвало выступление эксперта аналитического центра «Фабрика мысли «Донбасс» Дмитрия Ткаченко. Наверное, не стоит объяснять, что он говорил о самой горячей точке Украины.
Впрочем, точкой эту территорию назвать нельзя. Как он сам объяснил нам, попытавшись за отсутствием карты проиллюстрировать ситуацию фломастером на доске, Донбасс – это четыре разные территории. Какая-то часть всегда находилась в России, еще две - ДНР и ЛНР, а значительная территория оставалась или вернулась в Украину.
Попасть на территорию ДНР и ЛНР украинским журналистам и экспертам практически невозможно. Поэтому для них большой интерес представляют территории, прилегающие к этим зонам. Особенно те, что когда-то были заняты сепаратистами. Кстати, день 4 июля 2014 года украинские журналисты прозвали Днем освобождения Славянска и сдачи Донецка. Напомню, в тот день так называемое Народное ополчение Донбасса под командованием Гиркина-Стрелкова покинуло Славянск и Краматорск и вошло в Донецк. Теперь ДНР и ЛНР – это территории, где не действуют законы ни Украины, ни России, что открывает большие возможности для беззакония.
На прилегающей к ним территории сознание людей начинает меняться. Они еще могут смотреть российское телевидение, но доверяют им только 15%. Гораздо большим доверием пользуются местные телеканалы. И уже мало кто хочет возвращения к тому, что было.
Война, как известно, породила поток беженцев. Российское телевидение представляет дело так, что все они бегут в Россию. На самом же деле большинство, а именно 1 миллион 750 тысяч человек, перебрались в Украину. Примерно 6% всех беженцев живет в Киеве. Многие хотят вернуться и возвращаются в те места, что освободили от сепаратистов Вооруженные силы Украины.
Я попросил Дмитрия Ткаченко высказаться о роли олигарха Рината Ахметова в событиях на Донбассе.
- Ринат Ахметов – огромная сволочь, - ответил Дмитрий. – И роль его огромна. Он хотел получить от этого свои дивиденды, но с приходом Гиркина правила изменились.
Эксперт также сообщил, что этот олигарх лично контролирует батальон «Восток», которым командует Александр Ходаковский. Не знаю, насколько это правда. Но, очевидно, разбираться в перипетиях этого конфликта придется еще долго.