Закрытие сети «Ассорти» в Сыктывкаре возымело эффект конца света. Местные производители отдались на милость победителям, известным федеральным сетям. Сети социальные наполнились советами о том, как выбирать съедобные яблоки и найти курятину без антибиотиков. Предприниматели били челом главе региона, тот обещал в беде не оставить и чуть не обязать федералов предоставлять полки под местные продукты. В кулуарах предпринимательских форумов говорили, что в Сыктывкаре 800 продуктовых магазинов, не включая сетевиков. Даже для бизнесменов цифра оказалась новостью, обыватели и вовсе отказываются верить в существование мифических восьми сотен.
Оказавшись в Ухте, понимаешь, что не тот город назвали столицей региона. Ухода местной сети здесь просто не заметили. В этом небольшом городе сохранились все торговые форматы, созданные советским прошлым и рыночным настоящим, от овощных киосков на остановках до супермаркета с десятками сортов сыра. В радиусе ста метров, не важно, в какой именно точке находишься, на главной артерии города, проспекте Ленина, можно насчитать десяток мест торговли разного ассортимента и масштаба. Сразу несколько улиц города напоминают бесконечный торговый ряд.
Выживший еще с советских времен магазин «Печора» на проспекте Ленина привлекает желающих сэкономить, но при этом не готовых ковыряться в горах полусгнивших помидоров или грязного картофеля. Тут же на остановке – павильон с овощами и фруктами. Конкуренция есть даже между овощными палатками, они — чуть ли не на каждой остановке вдоль центральных улиц. Владелец той, что у «Печоры», привлекает покупателей ассортиментом сухофруктов и восточных сладостей из разных стран мира, привозит лимонад из Армении. Продавщица говорит, что пробовавшие его хоть однажды навсегда отказываются от колы.
Тут же через дорогу — мини-рынок. Продавцы сетуют, что мода на искоренение рынков дошла до них. Разговорилась с хозяйкой одной палатки, начали с конкуренции между сетевиками и палатками, закончили экологией. Первый раз на моей памяти продавец не удивляется, почему я отказываюсь от полиэтиленовых пакетов и пользуюсь холщовыми сумками. «У меня одна такая же есть, две даже, маленькие пакеты все время с собой носит. А некоторые просят сложить десять черешен в один пакет, десять в другой, десять в третий. Они нормальные?» - спрашивает она. В метрах двухстах от него — еще две плодово-овощные палатки. И что удивительно, все эти точки не страдают от отсутствия покупателей и низкой выручки, иначе бы давно закрылись.
Колоритное зрелище представляет собой площадка перед домом культуры. Здесь мирно уживаются практики торговли из разных миров. Непосредственно перед ДК ведут бойкую торговлю белорусы, в выходные на одну из палаток даже водружают флаг республики. Здесь можно найти все, от тапочек до бюстгальтеров, от квашеной капусты до свиной головы. Это народная ярмарка изобилия соседствует с супермаркетом «Горка». Меньше всего можно было ожидать магазин европейского уровня в небольшом северном городе. Даже почивший год назад «Торговый двор» в Сыктывкаре — лишь жалкое подобие этого дворца изобилия. Свежая мята в отделе овощей, сотни сортов сыра, от адыгейского до моцареллы, причем все российского производства. Огромный выбор чая и кофе на любой вкус и кошелек. Надо сказать, что наценка на товар здесь в пределах разумного, в отличие от того же «Двора» в «Свечке».
Через дорогу от этого странного соседства открывается картина еще более не привычная глазу сыктывкарца, стоит ли говорить, насколько диковинными такие практики показались бы жителю российского миллионника. Торговый центр с масштабным названием «Юпитер» представляет собой одноэтажное здание с торговыми рядами внутри. Еды здесь, на удивление, практически нет, если не считать магазина чая и кофе. Там же продаются сигареты и курительные трубки. Продавщица пожаловалась, что после начала антитабачной кампании пришлось расширить ассортимент, поэтому сигареты складируются слева, но так, чтобы быть максимально скрытыми от курильщиков, а справа взору открывается кондитерская продукция опять же белорусских фабрик, кофе из Бразилии и чай из Ирана. Мои наблюдения в несколько минут показали, что каждый второй приходит за сигаретами, берут блоками. Кто-то ценами интересуется и со словами: «Недавно же пачка была 50, уже 80», — расстается с деньгами и хорошим настроением. Другие стоимость уже не спрашивают, а просто называют марку.
«Юпитер» — планета косметики и женской одежды. Находящийся рядом сетевой магазин элитной косметики и парфюмерии с французским названием пустует, хоть и работает до девяти вечера. Рачительные ухтинки предпочитают покупать кремы для лица и тушь для ресниц в «Юпитере», тут есть как дорогие бренды известных западных фирм, так и тюбики и баночки из Польши и Белоруссии. Торговля эта, конечно, хаотичная, далекая от европейских стандартов. Но есть в этих пространствах душа, теплота общения, возможность для эмоций и импровизаций, потому что тебя не снимают камеры наблюдения, а записи не уходят каждую неделю в головной офис в Москве. Стоило мне спросить об одном креме для ног, как девушка тут же рассказала мне про всю линейку. Я пришла перед самым закрытием (почти все магазины в Ухте работают до 18.00), девушка вытирала пыль с витрин, увидев меня, тут же бросила тряпку, обратив все внимание на меня, будто я постоянный покупатель.
Перед «Юпитером» организован еще один параллельный мир — уличная торговля. Ощущение, что Ухта — не нефтяная столица Коми, а картофельная. Я насчитала около десяти точек продажи картофеля. Кто продает в ведрах с деревянных лотков, кто сразу с грузовика. Места происхождения разные: Усть-Цильма, Корткерос. Федеральные сети точно не могут похвастаться высокими продажами египетского картофеля в этом городе. В предпасхальные дни картина дополнилась грузовиком с куличами, просто и по-деревенски ОАО «Молоко» выставило на свежий воздух ассортимент куличей размером со стакан и с ведро. Тут же по соседству парни торгуют солнцезащитными очками, а женщины — мочалками из люфы. Здесь же каждый день медовые развалы, бабушки с пучками петрушки и домашними соленьями.
Одним словом, Ухта — это идеальный рынок, с разнообразием мест, форм, способов торговли, с настоящей конкуренцией и главное — со свободой выбора для потребителя. Один вопрос не дает покоя, после каждой прогулки по славному городу Ухта. Когда и главное кто съедает все то, что продается в бесчисленных продуктовых магазинах и киосках 100-тысячного города.