Тридцать лет назад, 26 апреля 1986 года, в 1 час 24 мин. случилась авария на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС. Взрывы, произошедшие вследствие очередного неудачного испытания турбогенератора, продолжались с 1:23:38 до 1:23:47—1:23:50, после чего реактор был полностью разрушен. Непосредственно в момент взрыва погибли два человека. Последствия для всего человечества оказались катастрофическими: выброс из одного реактора примерно в 100 раз превысил радиоактивное загрязнение от бомб, сброшенных в 1945 году на Хиросиму и Нагасаки [1]. Один атомный реактор в итоге загрязнил половину территории земного шара. Взрыв был зафиксирован всеми станциями контроля радиационной безопасности в мире.
В поле радиоактивного облучения непосредственно после взрыва (апрель-май 1986 года) оказалось около 400 миллионов человек. С первых же минут Чернобыльская трагедия, не говоря уже о её технических (и тоже трагических) аспектах стала развиваться по двум параллельным направлениям: это героизм людей и трусость государств. Не только властей СССР.
Это уже история, каждая минута которой стоила жизни тысячам людей. И ещё будет стоить. Потому что последствия Чернобыльской катастрофы продолжаются до сих пор. Некоторые – нарастают.
Первое сообщение об аварии на Чернобыльской АЭС появилось в советских СМИ 27 апреля, через 36 часов после взрыва. Диктор местной радиотрансляционной сети в городе Припяти сообщил о сборе жителей города и временной эвакуации.
После первой оценки масштабов радиоактивного загрязнения стало ясно, что необходима полная эвакуация города Припяти, которая и была проведена 27 апреля. В первые дни после аварии были эвакуированы жители из 10-километровой зоны вокруг АЭС. В последующие дни были эвакуированы жители населённых пунктов из 30-километровой зоны.
Людям запрещалось брать с собой вещи, детские игрушки, многие были эвакуированы в домашней одежде. Не разрешали брать с собой домашних животных. Официально сообщалось, что эвакуированные вернутся домой через три дня. Власти знали, что это ложь.
Они владели уже полученными данными радиационной разведки, которые показывали, что произошла крупнейшая в истории мировой атомной энергетики авария. Несмотря на это, ни 26, ни 27 апреля жителей не предупредили о существующей угрозе жизни и не дали никаких медицинских рекомендаций, как следует себя вести, чтобы уменьшить влияние смертельно опасного радиоактивного загрязнения.
На закрытом заседании Политбюро ЦК 28 апреля 1986 года партийные начальники СССР решали, нужно ли вообще давать обществу информацию об аварии на Чернобыльской АЭС и если да, то какую именно. Вопрос о том, чтобы сообщить людям о масштабе произошедшей катастрофы и реальной угрозе жизни миллионов людей, дать указания о правильном поведении в зоне заражения, вообще не рассматривался.
28 апреля 1986 года в 21:00 ТАСС передал первое краткое информационное сообщение, в котором каждое слово прошло цензуру: «На Чернобыльской атомной электростанции произошёл несчастный случай. Один из реакторов получил повреждение. Принимаются меры с целью устранения последствий инцидента. Пострадавшим оказана необходимая помощь. Создана правительственная комиссия для расследования происшедшего».
В те же часы, когда иностранные средства массовой информации уже говорили об угрозе для жизни людей, а в телепрограммах демонстрировались карты воздушных потоков в Центральной и Восточной Европе, в Киеве и других городах Украины и Белоруссии проводились праздничные демонстрации и народные гуляния, посвящённые Первомаю. Более того, именно проведением массовых манифестаций с участием миллионов людей, в том числе детей, советские власти намеренно показывали народу и миру, что якобы ничего серьезного не произошло.
Руководители СССР и союзных республик объясняли своё решение необходимостью предотвратить панику среди населения. Кажется, они сами верили в свою ложь: первый секретарь Компартии Украины Владимир Щербицкий привёл на демонстрацию в Киеве 1 мая 1986 года своих внуков.
16 февраля 1990 года Владимир Щербицкий скоропостижно скончался, до сих пор некоторые историки считают его кончину самоубийством: 17 февраля, в день своего рождения, он должен был давать свидетельские показания в Верховном Совете УССР о событиях, связанных с аварией на Чернобыльской АЭС.
До сих пор неизвестно, сколько людей точно приняли участие в ликвидации последствий аварии. Секретные распоряжения советских властей требовали «не отражать факт привлечения к указанным работам…» И не отражали. Потом люди не могли добиться признания своего статуса как участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.
Ликвидаторы работали в опасной зоне посменно: те, кто набрал максимально допустимую дозу радиации, уезжали, на их место приезжали другие. Основная часть работ была выполнена в 1986-1987 годах, в них приняли участие, по официальным данным, примерно 240 тысяч человек. Общее количество ликвидаторов только со стороны СССР составило не менее 830 тысяч человек [2].
Число российских ликвидаторов с дозами облучения выше 100 мЗв (10 бэр) составило, по официальным данным, около 60 тысяч человек.
Средняя продолжительность жизни участника ликвидации аварии на Чернобыльской атомной станции в России составляет 46 лет. Но до сих пор в свидетельстве о смерти в большинстве случаев не указывается радиоактивное облучение.
Точное число погибших в результате катастрофы до их пор неизвестно и, скорее всего, не будет известно: по указаниям властей причины смерти, связанные с радиоактивным излучением, скрывались как сразу после катастрофы, так и в последующие годы.
Всеми своими действиями государство подчеркивало и подчеркивает: произошло страшное, но не настолько страшное, чтобы называть это Катастрофой.
Но произошла именно Катастрофа.
Многие считают, что Чернобыль — это Украина, Белоруссия и Россия, но только 47% радионуклидов осели на территории этих стран, а все остальные – в других местах. Выпадения из чернобыльских облаков затронули территории, на которых жило в 1986 году не меньше трех миллиардов человек. В 13 европейских странах территории были загрязнены более чем на 50% и ещё в 8 – более чем на 30%.
Радиоактивно загрязнёнными оказались территории не только Европы и Азии, но и Северной Америки и Северной Африки. Чернобыльские радионуклиды достигли Антарктиды. Вне границ бывшего СССР в Европе особенно загрязненными оказались земли Австрии, Финляндии, Швеции, Норвегии, Германии, Швейцарии, Румынии, Великобритании, Италии, Франции и Греции.
Через 30 лет после Чернобыля на зараженных территориях Беларуси, Украины и России живет 5 млн человек, в том числе 800 тысяч детей. На этих землях в 1985 году было 80% здоровых детей, через 20 лет их было меньше 20%.
В настоящее время до 90% дозовой нагрузки жители Чернобыльских регионов Беларуси, Украины и России получают за счёт потребления радиационно загрязнённых местных продуктов питания.
Официальные организации, в том числе международные (МАГАТЭ – Международное агентство по атомной энергетике и Всемирная организация здравоохранения) скрывают масштаб Катастрофы по договоренности между собой.
«Всемирная организация здравоохранения, в нарушение клятвы Гиппократа, обязалась не говорить ничего плохого про радиацию без консультации с атомщиками, поэтому официальным цифрам верить нельзя», — отмечает член-корреспондент Российской академии наук, доктор биологических наук Алексей Яблоков, один из ведущих авторов фундаментального научного исследования «Чернобыль: последствия Катастрофы для человека и природы», только что вышедшего в свет шестым изданием.
По прямым указаниям властей в течение первых трех лет (самых важных для понимания масштаба первичного заражения людей) медицинская статистика намеренно и необратимо искажалась.
Независимые специалисты считают, что из-за прямой зависимости от чернобыльского облучения в течение 30 лет умерло не меньше 1 миллиона человек.
Число жертв Чернобыля будет расти ещё несколько поколений.
Уровни внешнего облучения растений и животных в 1986 году во многих местах были в сотни и тысячи раз выше природного фона. Почвенный покров на столетия превратился в главный накопитель чернобыльских радионуклидов, и экосистемы почв подвергаются наибольшей радиационной нагрузке.
В последние годы наблюдается вторичный разнос радионуклидов. Особенно это связано с природными пожарами — торфяными и лесными. Даже за тысячи километров от места аварии — в Швеции, Турции — в 2010 году снова были обнаружены чернобыльские радионуклиды.
Попадая в поверхностные части растений, радионуклиды вновь включаются в пищевые цепочки. Это ведет к росту внутреннего облучения и общей дозовой нагрузки для населения загрязненных территорий.
Зараженные радиацией участки до сих пор располагаются в 14 регионах России, продукты оттуда расходятся по всей стране.
Но власти большинства стран до сих пор скрывают реальные масштабы Катастрофы – упорное нежелание признавать ответственность властей, платить жертвам и пострадавшим при ликвидации аварии перевешивает человеческий инстинкт сострадания.
Официальные публикации практически во всех странах на протяжении всех 30 лет после Катастрофы приуменьшают ее последствия.
Власти не желают тотально контролировать уровень радиоактивного загрязнения почв, вод, продуктов, полагая, что естественный распад радиоактивных веществ сам очистит природу. Это не так. И власти это знают. Не случайно обязательной составной частью проверки питания руководителей государств до сих пор является радиационный контроль. А народ ест то, что выращивает и покупает.
Для России сокрытие реальных последствий Чернобыля на официальном уровне имеет дополнительный политический аспект: страна, обладающая ядерным оружием и считающая его одним из основных инструментов своей внешней политики, стремится приуменьшить уровень ядерной опасности вне зависимости от её источника.
Главным требованием общества и 30 лет спустя после Чернобыля остается одно – правда.
Правда о самой катастрофе – и пока она не установлена с абсолютной точностью, нельзя продвигаться вперед в атомной энергетике без риска повторений Катастрофы.
Правда о погибших – потому что каждый из них заслужил вечную память за свой героизм, сохранивший жизни сотням миллионов людей.
Правда о пострадавших – потому что все они нуждаются в дорогостоящей помощи каждый день, а тридцать лет назад они просто не могли защититься от смертельного облучения, государство послало их жертвовать здоровьем и рисковать жизнью, и они не отказались поехать в логово радиоактивной смерти.
Правда о состоянии природы – потому что мы являемся её неотъемлемой живой частью. И если от радиации умирает природа – мы умираем вместе с ней.
Правда нужна всем – и не только сотням миллионов облученных, но всем нам – живущим вместе с ними. Человечество как биологический вид абсолютно едино.
Радиация носит всепроникающий характер. Точно такой же всепроникающий характер носит ложь. Радиация лжи, радиация умолчания после аварии на Чернобыльской АЭС поразила многие государства, в том числе Россию. Она принесла последствия, сопоставимые с самой аварией. Лжи не видно. И тем страшнее её поражающий эффект.
Очищение от лжи – первое и главное условие преодоления последствий Чернобыльской Катастрофы.
1. В результате аварии произошёл выброс в окружающую среду радиоактивных веществ, в том числе изотопов урана, плутония, йода-131 (период полураспада — 8 дней), цезия-134 (период полураспада — 2 года), цезия-137 (период полураспада — 30 лет), стронция-90 (период полураспада — 28 лет). Период полураспада - это срок, в течение которого сила излучения падает в два раза. И после этих сроков радионуклиды продолжают существовать в природе.
2. См.: Виталий Сиваченко. Радиационный период полураспада памяти // «ПГ», № 16 (285) от 26 апреля – 2 мая 2006 г.