Марийские националисты почтили память Мамича Бердея. Великого борца с колонизаторами Московии (ред.).
Марийский народ оказывал сопротивление московским конкистадорам (ред.) более всех из народов Волжской Булгарии, вплоть до первого десятилетия 17 века. Мамич Бердей был «санчаром», предводителем «санча», булгарского воинского подразделения. Со своими бойцам оказывал ожесточенное сопротивление московским завоевателям (ред.), и не разу не потерпел поражения. Он достиг огромного авторитета в Казанском юрте, вплоть до того, что уже менял ханов.
Когда последний хан из рода Мангут не оправдал доверия марийского народа, т.к вместо того, чтобы воевать «портил черемисских девок», и был за это убит Мамичем, а остальные народы Булгарии склонили головы перед московским царем(ред.), Мамич Бердей возглавил последних Булгарских патриотов и вел войну на свой страх и риск. Бил колонизаторов и стал героем.
Московским колонизатором (ред.) удалось с ним справиться предательским путем. Акпарс горномарийский сотник, заманил его, якобы для переговоров, предварительно заручившись предательством из окружения великого Булгарского вождя. Мамич Бердея опоили вином и пьяного связали. Увезли в Москву, и там казнили.
Но сыновья Мамич Бердея продолжили дело отца, а марийский народ еще 50 лет оказывал сопротивление захватчикам. Мамич Бердей владел областью в верховьях Большой Кокшаги.
Мы провели исследования, и на основаниях вот этой цитаты из русской летописи, а также изучив предания стариков, пришли к выводу, что его Родиной был Санчурск. В этом абзаце описывается карательная экспедиция Галичского воеводы, в 1555 году: «была война в волостях...в Хозякове (Азяково) да в Ошли (Ошла мучаш) да в Мазарех (Малые мазары, про большие нам неизвестно) в обоих да в дву волостех во Оршах , в Малой да в Болшой (Большая и Малая Орши, у Оршанки), да в Биште (Пиштанка, у Яранска) да в Кукшули (Кугалки, у Яранска), в Сороке (Скорее всего Шура. По преданиям стариков в этом месте была очень древняя колония Русских, «и были они очень дикие», в отличии например от русских соседнего, Русского села Никулята. Шуринцы ненавидели Марийцев и постоянно с окрестными враждовали. По марийски эта деревня называется ШУРРУШ, буква «Ш» в здешнем марийском диалекте звучит, что то между «ш» и «с», иногда даже больше в сторону «с», тем более, что Сорок (числительное) явно не марийское название в этом списке) , Куншах (Кушово, по р.Усла) да Василукове Белаке (бейлик по реке Усле, Салобеляк (услабейлик), Верхоуслино) да Мамич-Бердеевы волости (Санчурск от слова Санча-воинское подразделение, сотня) да Килееву волость да Кикину волость (Кикнур) ...». Карательная экспедиция проходила по нынешним: Яранскому, Санчурскому, Кикнурскому районам.
Между описанными, в этом докладе воеводы, анклавами мари, расстояние в среднем, в пределах 50 км. Один день пути для войска на «легке», без обоза, так как дело шло еще и о грабеже. Зачем «заморачиваться» с обозом, и идя по 25 км в день, из-за этого. Ведь когда «идут карать», то подразумевают и грабить. Надо было это сделать, как можно быстрее, чтобы застать население на местах. Так же версия о том, что владения Бердеев были у Санчурска, говорит и местное предание, о «великом чермисском разбойнике Санчаре» (титул Мамича), который «много зла принес Русским».
Прошло много веков с того времени, и сегодня это неактуально. Эти «дела» происходили в эпоху становления национальных государств и колониальных империй. ПРОРАБ вообще отрицает национальный вопрос и смотрит на человечество не с национальной, а с классовой точки зрения. Сегодня наша группа состоит из Русских, Мари и татар, и нам до тех «межнациональных» противоречий просто «наплевать». Национализм это утопия и анахронизм. Почему же мы поддерживаем марийских националистов? Мы их поддерживаем из стратегических соображений, в ущерб московскому имперскому национализму, тем более, что антиколониальная борьба это дело справедливое.