В последнее время, постоянно всплывает тема 282 статьи УК РФ. Особенно, в свете дела Екатерины Вологжаниновой, у которой за перосты был уничтожен компьютер. Что же это за статья такая? Читаем, статья 282, пункт 1: "Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет".
Возникает несколько вопросов:
- что такое действия, направленные на возбуждение ненависти?;
- кого можно отнести к категории "социальная группа"?
Формулировка настолько расплывчатая, что под нее можно подвести все, что угодно. Любая острая критика может быть легко превращена в "возбуждение ненависти" из чего следует, что любая публикация должна проходить самоцензуру, чтобы кто-нибудь вдруг не увидел бы там чего-то незаконного. Причем, игра идет на неравных условиях, поскольку, когда пропагандисты в телевизоре обвиняют либералов в работе на иностранные разведки и предательстве России - это, по мнению, правоохранителей, не возбуждает ненависть, а репосты с критикой внешней политики материю одиночкой - возбуждает. Где здесь грань между свободой слова и выражением своего мнения и "Действиями, направленные на возбуждение ненависти"? Неизвестно ни одного уголовного дела, возбужденного против оголтелых провластных пропагандистов, обвиняющих оппозицию во всех грехах. Статья работает только в сторону наказания тех, кто против.Если не обеспечивается принцип равенства всех перед законом, может быть следует отменить или, по крайней мере, конкретизировать данную статью?
Задача права в том, чтобы защищать общество, поэтому присекаться должны общественно опасные деяния, а не посты в социальных сетях. Картинка в интернете не приводит к безработице и нищете, а вот воровство бюджетных денег - приводит. Бороться надо не с радикальными идеями, а почвой для их возникновения. Никто не пойдет на баррикады, имея стабильный доход и социальную защищенность. Никакие репрессивные законы не спасли еще никого от революций, единственный путь предотвратить социальные потрясения - это политические свободы и каждодневная работа власти на повышение уровня жизни граждан. Какие бы политические взгляды не разделял человек, если, он не совершает действий, нарушающих права его сограждан, он должен иметь на это право, на боясь быть за это наказанным.