Главная пиар-забота обладминистрации о кировчанах третьего возраста уже не первый год сводится почему-то к одному-единственному – попыткам обучения их компьютерной грамоте. Как представитель данного контингента и юзер с 17-летним стажем, я не могу не относиться к очередной "обочинной" административной затее скептически.
Во-первых, абсолютно все пожилые кировчане первоочередным и по-настоящему жизненно необходимым считают приведение в нормальное состояние позорных, раздолбанных и головоломных улиц областного центра. Тем более что тротуары и обочины мостовых чистятся фактически только раз в год, во время общегородских субботников. Хотя платим мы заежедневную уборку, а неизвестно чем занятые расплодившиеся "подрядчики" Дорожной дирекции (П. Кошкин) получают неплохие зарплаты ежемесячно, а отнюдь не раз в год – по факту.
Несмотря на кампании по высадке вялых цветочков, наш город при нынешних областных и муниципальных властях зримо и, боюсь, непоправимо подурнел. С высокого благословения искромсаны почти все зелёные уголки. Больше всего мне, например, жаль уничтоженного скверика с фонтаном на улице Карла Маркса - ради унылой пыльной автостоянки, ещё и возвышающейся над тротуаром. Тротуары же при В. Быкове на годы вперёд обезображены гигантскими поперечными бордюрами, непреодолимыми для доброй половины кировчан.
Хотя, по правде, некомфортно в растрёпанном городе Белобыкове гражданам всех возрастов, в том числе и грудничкам в колясках, и юным модницам. Люди со вкусом у нас лишены возможности щегольнуть модным прикидом или авто: слишком велик контраст с убогими улицами и обшарпанными домами родного города. На фоне свалки наряжаться неуместно.
Во-вторых, компьютер – это дело, которым надо овладевать практически, самому реально на нём работая. Лишний раз в этом убедили меня курсы для пенсионеров в бывшем политехе, которые я для интереса недавно аккуратно посещала. На деле для новичков, имеющих ПК, достаточно возможности при конкретных затруднениях обращаться к компьютерному консультанту – возможно, одному на весь город.
Успешный опыт оказания гуманитарной "скорой помощи" есть: например, не только в Москве, но и в других городах давно уже существует телефонная служба русского языка. У нас же у телефона могут по очереди дежурить те же волонтёры, наставники "бабушек". Пиара, правда, меньше, зато пользы больше.
В-третьих, само название акции (программы) "Бабушка в сети" придумывалось, похоже, чиновниками, поражёнными этической глухотой. А политкорректные европейцы, кстати, усмотрели бы здесь ещё и "сексизм": почему речь только об особах женского пола? В этом не обвинишь авторов всероссийского проекта "Академия памяти", которые предлагают "бесплатное обследование бабушек и дедушек" (Собеседник. 2016. № 6), но тоже этически небезупречно. Почему?
Ещё составители известного толкового словаря под редакции Д. Ушакова зафиксировалипросторечность употребления существительного "бабушка" по отношению к чужой женщине старшего возраста. Что оно некомфортно для дам и сегодня, я убедилась в ходе телефонного опроса более чем двух десятков своих знакомых от 44-х до 89 лет. Ни один человек не одобрил употребления посторонними слова "бабушка" - как нетактично подчёркивающего возраст, причём без необходимости.
Личное ощущение наших землячек закономерно и полностью согласуется с давно и широко известной общечеловеческой максимой: при общении воспитанные люди о возрасте женщины не упоминают, даже косвенно.
Чиновники, пиарящиеся за счёт псевдозаботы о старшем поколении, этой истины, как видно, не знают, что свидетельствует об изъянах их воспитания и коммуникативной культуры.