О невозможности создания у нас города-сада. Пока…

Недавно мэр нашего города Александр Перескоков заявил в СМИ, что собирается высадить в этом году в городе огромное количество цветов. Это, конечно, не может не радовать, но неделю назад я получил по рассылке из Интернета великолепный материал о фестивале роз в Нидерландах, который даю полностью приложением в конце статьи.

В этой небольшой голландской деревеньке Лоттум в течение 90 лет раз в 2 года устраивают фестиваль Роз. На Rozenfestival собирается народ со всей Европы – это праздник легкодоступен, прост и великолепен!  Голландцы любят цветы, и они же – основной экспортер цветов в мире. Так вот, 70% экспорта роз Нидерландов – это примерно 20 миллионов цветов, которые выращиваются в этой деревне.  

Маяковский когда-то писал: «Через четыре года здесь будет город-сад», но города-сада, к сожалению, не получилось. Да и возможен ли он сегодня?

Можно ли в городе с разбитыми и грязными улицами создать город-сад?

В городе огромное количество машин представительского класса, владельцы которых ездят по этим колдобинам и грязи и не чувствуют дискомфорта.

Нормально ли это?

Поэтому и решил поделиться с почтенной публикой своими сомнениями.

К сожалению, в нашей стране существуют давние исторические традиции, которые очень трудно искоренить.

Еще Иван Сергеевич Аксаков писал:

«Возрождение невозможно без обличения всей той лжи и неправды. Оно требует от нас НЕ САМОВОСХВАЛЕНИЯ И ПАМЯТНИКОВ, а покаяния и исповеди.

Лучше видеть власть, - без которой, по немощи человеческой, обойтись гражданскому обществу невозможно, - наделенной человеческой душою и сердцем, облеченною в святейшее звание «человека», нежели обратить ее в какой-нибудь БЕЗДУШНЫЙ МЕХАНИЧЕСКИЙ СНАРЯД, НАЗЫВАЕМЫЙ ПАРЛАМЕНТСКИМ БОЛЬШИНСТВОМ.

Без спасительного света общественной мысли легко для власти заблудиться и переступить за край и пределы, за которыми уже нет свободной дороги. Без свободной критики не может выработаться общественное сознание. А поддержка общественного сознания есть необходимое условие успеха всякой правительственной деятельности.

Мы слышим в себе присутствие сил и талантов, но силы наши служили до сих пор только внешнему сложению государства, а на таланты наши, обильно отпущенные нам от Бога, не принесли мы не единого таланта, и, едва ли, не зарыли их в землю.

С уважением должны мы взглянуть на ЗАПАДНЫЕ НАРОДЫ, которые врученный им талант умножали сторицей, подвизаясь в непрерывной работе».

Аксаков И.С. – Полное собрание сочинений. Том 5. Государственный и земский вопрос. Статьи  из «Дня», «Москвы» и «Руси». М., 1886.

А вот что писал о нашей провинции великий сатирик:

«ПРОВИНЦИЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ТЕСНЫЙ И ЗАМКНУТЫЙ КРУГ, в котором мысль окончательно теряет свою смелость и энергию. МЫСЛЬ со всех сторон стесненная, ничем не питаемая, НЕВОЛЬНО БРОСАЕТСЯ В МЕЛОЧИ И ПОГРЯЗАЕТ В НИХ. Вместе с нею погрязает и весь человек».

Салтыков-Щедрин М.Е. - Полное собрание сочинений. Т.10. М., 1918.

Для того, чтобы выйти из этого тупика необходимо в корне менять систему образования, а, главное, воспитания молодого поколения (кстати, наша школа сегодня занимается не воспитанием, а натаскиванием на ЕГЭ).

Покажу процесс воспитания на примере английской школы:

«Садоводство в английской школе, это отрасль природоведения. Его задача – сближение школьника с природой, развитие в нем всех тех сторон, которые закладываются уроками природоведения, но отнюдь не профессиональной подготовкой. Школьный садик – новый стимул интереса к естествознанию.

Садоводство дает живой материал для многих классных занятий. Наконец, с садоводством связан новый подход к книге: создается привычка обращаться к книге за советом для разрешения практических трудностей. Ребенок привыкает просматривать простые книги или периодические издания и начинает понимать, что чтение не просто забава, а средство для приобретения знаний.

Сама работа в саду ведется индивидуально, группой и всем классом. Существуют индивидуальные грядки, грядки групп и грядки целого класса. Некоторые школы практикуют систему двойной грядки, где грядка дается двум ученикам. Один, более опытный, ответственен за работу, другой – помощник, как бы проходит стадию ученичества.

Каждый школьник ведет садовый дневник, где заносит свои наблюдения о работе и обо всем с ней связанном (подготовка почвы для растений, количество семян, высеянных на известном пространстве, глубина посева, время появления первого листа, время сбора, количество и т.п.). Весь этот материал (записи) ведется самими детьми».

Ландсберг Р. – Английская начальная школа. М., 1924, с.12.

Какой из этого можно сделать вывод? Да об этом тоже уже давненько написано:

«Топором можно рубить дрова, но нельзя разрешать им сложных вопросов государственного и национального благосостояния. Разрешение таких вопросов требует ума, подготовки, наблюдений, обсуждения, проверки. Оно требует внимания к голосу людей компетентных, хотя бы и иначе думающих, хотя бы и стоящих, совсем на другой точке зрения. А, между тем, это единственно спасительный путь, могущий вывести нас из дикого леса, в котором мы теперь так безнадежно блуждаем, и закрывается от нас с таким ожесточением корыстолюбивыми поклонниками азиатчины».

Модестов В. – «О средней школе и университете» – «Наблюдатель», 1883, №1, с.138-139.

А вот и самое главное:

«Русская общественность отличается от общественности любой из западноевропейских стран весьма характерным признаком: крайней незримостью. В этом наше великое горе и источник наших страданий. Ничто у нас не установлено, все является вопросом, во всем неясность, везде путаница».

Модестов В. – «Провинциализм в политике» – «Наблюдатель», 1882, №12, с.24-43.

Разве не это наблюдаем мы и сегодня?

Как же можно в таких условиях создать город-сад?

Приложение:

https://drive.google.com/folderview?id=0B4eO6ht263rlLTRmTmh2Q3lna1U&usp=sharing

Полная версия:

 http://xn----7sbbraqqceadr9dfp.xn--p1ai/articles/162118-o-nevozmozhnosti-sozdaniya-u-nas-goroda-sada-poka

Александр Рашковский, краевед, 22 апреля 2016 года.