В 1987 году 50 западных и 50 советских фотографов распространено по всему Советскому Союзу и заснято на пленку в день в стране, которая стояла на вершине замечательного изменения, как она отметила 70-ю годовщину Великой Октябрьской революции. По мере того как советский народ оглядывался на десятилетия войны и голода, завоевания и достижения, и вперед к радикальным переменам во время нового руководства и открытости, фотографы получили беспрецедентный доступ к домам, фабрик, школ и даже тюрьмы. Они путешествовали по всем 15 советских республик и через 11 часовых поясов. Они рисковали в областях, которые были закрыты для посторонних на протяжении многих веков, и они вернулись с откровенными образами повседневной жизни людей, стоящих за заголовки, захватив потерянную советскую эпоху, сумерки страны.
В тот солнечный день 15 мая они отсняли более 127000 кадров и затем создали очень интересную книгу "Один день из жизни СССР", в которую вошли всего около 500 снимков. Выдержки из этой фотокниги с интереснейшими комментариями авторов фотографий я Вам и представляю.

 


Jackie Kalvin, USA 

День начинается спокойно, как elektrichka Загорск – Москва. Так говорят, потому что они работают на электроэнергии, пригородные поезда принадлежат рабочему классу. Высокопоставленные бюрократы предпочитают личные автомобили, управляя ими самостоятельно или с шофером, которые являются их привилегией.


Stephanie Maze, USA 

Бригада babushka (бабушек) идет на работу по улицам Тбилиси. В обществе, где женщин больше, чем мужчин (особенно среди старшего поколения, опустошенного Второй мировой войной), женщины составляют основную рабочую силу. Более 80 процентов женщин работают, и привычно наблюдать, что женщины укладывают асфальт на дорогах, красят стены, работают на сортировочных станциях и делают другую ручную работу.


Andy Levin, USA

Контроль за весом на углу Одесской улицы. Если Вы не стесняетесь прохожих, Вы можете проверить свой вес всего за несколько копеек на уличных весах всюду в Советском Союзе. Кассиры, как и контролеры, швейцары и другой обслуживающий персонал, зачастую пенсионеры, получающие за эту работу надбавку к государственной пенсии.


Madlen Teensboot, USA

Под флагом СССР и Республики Белоруссия минские школьники начинают этот день с гимнастики.


Dilip Mehta, Canada

Дошкольники в Детском саду Хабаровска №188 репетируют номер для театрализованного представления под осторожными глазами "Дедушки Ленина". Со временем они пойдут в школу, советских детей учат уважать основателя их нации. Как поется в одной детской песне, "жизнь Ленина - пример всем людям". Везде в Советском Союзе слова Ленина звучат почти в каждой мыслимой ситуации. В зависимости от контекста, однако, его изображение проходит через многие тонкие преобразования. Здесь заботливый Ленин улыбается с соответствующей благосклонностью, в то время как почти в каждом советском общественном учреждении его бронзовые альтер эго строги и вечно бдительны.


Mary Ellen Mark, USA

15-ого мая американский фотограф Mary Ellen Mark провела часть дня в киевской специальной школе для слепых детей №5. Mark, которая сделала в Америке фотоочерки о детях, больных раком, с задержкой развития, глухих детях, была особенно впечатлена уровнем заботы, которую она увидела в Киеве. "Цель школы состоит в том, чтобы сделать детей полностью самостоятельными. Радостно видеть, как эти дети, которые не могут видеть, живут обычной жизнью. Реакция детей тоже была бурной. Удивительно, как все узнают про камеру. Многие дети родились слепыми, но все знали, что я была там по тени, которую я оставляла. Это было одно из самых положительных событий, которые у меня как у фотографа когда-либо были"


Lajos Weber, Hungary

Спасатели распределяют хлеб и молоко жителям деревни Смолино в Курганской области. Река Тобола в половодье вышла из своих берегов, вынуждая много жителей покинуть свои дома. Когда венгерский фотограф Lajos Weber прибыл туда на автомобиле-амфибии, поставляемом местной милиции, вода повысилась почти 27 футов, и армия боролась за снабжение области пищей и одеждой.


Jay Dickman, USA

Полтавский детсадовец временно выпровожен в коридор из-за незначительного нарушения дисциплины. Во многих советских классах есть система самодисциплины, в которой один ребенок, называемый zvenovoi, или лидер группы, сообщает о поведении других детей в его или её ряду. Другая схема, известная как shefstvo, поручает лучшим ученикам помогать более слабым ученикам с их школьными занятиями и отношениями в коллективе. 


Seny Norasingh, USA 

Малыши на горшках: дошкольники умеют пользоваться общим туалетом в дневном детском саду деревообрабатывающего завода в Бурятии. У детей есть свои собственные пронумерованные горшки.


Dilip Mehta, Canada

"Пусть всегда будет небо", говорит один плакат; "Пусть всегда будет солнце", говорит другой. Плакатами размахивают члены женского марша мира, спускающего по одной из самых широких улиц Хабаровска. Всегда пылкий, финансируемый правительством советский Комитет по Защите Мира координирует «мирные дни», «месяцы дружбы» и «недели разоружения» по всей стране и сотрудничает с организациями мира во всем мире.


Wally McNamee, USA 

Дети в Ставропольской школе №26 облучаются кварцевой лампой. Это совсем не похоже на детский солярий, но у процедуры есть медицинские показания: это, как полагают, предотвращает дефицит витамина D. Ставрополь, родной город Генерального секретаря Горбачева, точно не испытывает солнечного голода, но в далеких северных городах, таких как Мурманск, солнце не поднимается в течение двух месяцев каждую зиму. Защитные очки и начерченный на полу круг гарантируют, что никто не получит передозировку.


Paul Chesley, USA

Эти автоматы для sok (сока) около московской школы отпускают стакан виноградного сока за 20 копеек (приблизительно 31 цент). Вообще, торговые автоматы в СССР отпускают содовую или сок, но без упаковки. Вместо этого потребитель должен смыть общий стакан, поставляемый с каждой машиной. Использование своего собственного стакана расценивается как nekulturny, русские обращают внимание к поведению, которое нарушает определенные невысказанные правила этикета.



Bernd-Horst Sefzik, East Germany

Разноцветный ассортимент dachi (дач), или загородных домов, поднимается на склоне под Казанью в центральной России. Жители платят маленький налог на землю, на которой расположен дом, и могут построить на участке, что они захотят. Иметь dacha (дачу) – которая может быть как и чем-то убогим под игрушечной крышей, так и просторным дореволюционным особняком – является знаком привилегии в обществе, где жилье в большом почете.


Dilip Mehta, Canada 

Хабаровские дошкольники на детской площадке, оборудованной на крыше детского сада №188. Бант непременно носят все советские девочки-дошкольницы.



Diego Goldberg, Argentina

Родители забирают своих детей в Якутском detsky sad (детском саду). Государство все больше берет на себя роль babushka (бабушки), которая заботится о внуках, пока их родители работают. В городах, где семьи с двумя доходами - норма, до трех четвертей всех детей ходят в yasli (дневные детские сады для детей от трех месяцев до трех лет) и детские сады. Эти дети сильно укутаны от холодной сибирской весны: даже зимой Якутские школы не закрываются, пока температура не опускается ниже –58F.


David C. Turnley, USA 

В детской спортивной школе в Волгограде ученики-гимнастки нетерпеливо качаются на высокой перекладине. Сочетая обычную среднюю школу с серьезным занятием гимнастикой, эта школа дала фотографу Дэвиду Turnley точное представление о системе, которая вырастила Ольгу Корбут и многих других мировых чемпионов. Спортивные школы дают советским тренерам способ развить талантливую молодежь по всей стране.


Dilip Mehta, Canada 

Пассажиры автобуса в Хабаровске выдерживают chas pik (советский час пик). В стране с небольшим числом частных автомобилей общественный транспорт играет жизненную роль. Поездка за пять копеек (приблизительно восемь центов), это выгодная сделка, но не в chas pik, когда потребность в местах часто превышает возможности. Специалисты разместили максимум людей на минимальной площади, Советы – опытные тяни-толкаи. Та же хилая babushka, которая ковыляет пошатываясь к автобусной остановке, демонстрирует силу и изящество закаленного полузащитника, садясь в автобус.


Steve Krongard, USA

Время не ждёт: Длинные тени отмечают конец дня на берегу в Сухуми, городе-курорте на востоке Черного моря. Это самая теплая, самая солнечная точка на Черном море; Сухумские парки и улицах покрыты цитрусовыми деревьями, бананами и пальмами. 15 мая 1987 года температура достигла 86F.


Gerom Finereed USA

И Запад есть Запад: На Балтийском островке Райна Лаос и ее одноклассники собирают яйца чайки, пока их отцы в море. Девочки живут в маленьком рыбацком поселке из 500 человек на острове Кихну, недалеко от берега Эстонии.


Bernd-Horst Sefzik, East Germany

Молодая женщина делает междугородний звонок из общественного телефонного центра в городе Казани. Междугородный звонок может быть сделан и из дома в большинстве крупных советских городов, и тариф, независимо от расстояния, относительно недорогой. Справочную информацию, однако, трудно получить. Когда в 1973 году московская телефонная книга появилась в продаже, она не обновлялась 15 лет, и только 50 000 копий были напечатаны для города с населением почти 7 000 000 человек.


Paul Chesley, USA 

"Это сейчас больше забава", говорит московский рок-журналист, который был когда-то занесен в черный список за статьи, пропогандирующие андеграундные группы.

Фестивали рок-музыки, концерты и клубы стали публичными и официально разрешенными. Дети носят футболки Led Zeppelin, кожаные куртки и джинсы. Они едут на вечеринки по случаю дня рождения Джона Ленона и поют " Power to the People". Визги хэви-метала из окон малогабаритной квартиры, и андеграундная рок-звезда, привыкшая к надзору и презрению со стороны властей, вдруг становится нужной организаторам госконцертов, телевизионными продюсерам и звукозвписывающей фирме Мелодия, самому крупному лейблу звукозаписи в СССР. Все это случилось очень быстро – Горбачевская glasnost выпустила (как джина из бутылки) андеграундный рок в 1986. Скептики предполагают, что эта либерализация в конечном счете разработана, чтобы вернуть молодежь назад во власть советской идеологии. Они говорят, что государство поглощает Западно-ориентированную рок сцену, чтобы разрядить воздействие анеграундных групп и расширить правительственный контроль над художественной формой. Однако в Советском Союзе сердце рок-н-ролла бьется громче, чем когда-либо прежде.


Paul Chesley, USA

Двойной захват в Парке Горького: По странному совпадению американский фотограф Paul Chesley сфотографировал "Тюрьму" – того же молодого культуриста, который позировал ранее другому фотографу в Люберцах (страницы 136-37). "Тюрьма", казалось, не возражал против такого внимания.


Damian Pramdoom, USA

За кулисами Красноярского театра оперы и балета, Марина Кузнецова, Оля Былинкина и Ира Растечаева распускают свои прически после выступления.

источник