Кировским единороссам, похоже, нужен добрый подзатыльник – или злобный варяг – из Москвы, чтобы они перестали ставить друг другу подножки и занялись делом.
Если бы я спросил: «Почему Сергей Мамаев не хочет, чтобы Олег Валенчук стал депутатом Государственной Думы», – вы, наверное, недоумённо пожали бы плечами – да и всё, поскольку какой-либо иной реакции наивность моего вопроса попросту бы не предполагала. А вот если бы я поинтересовался: «Почему Валерий Крепостнов не хочет, чтобы Владимир Быков стал депутатом Государственной Думы?», – или, того хуже: «Почему Никита Белых не хочет, чтобы «Единая Россия» получила большинство в Законодательном собрании?», – то, уверен, без звонка в областную клиническую психиатрическую больницу имени академика В.М. Бехтерева дело бы точно не обошлось. Я и сам, обратись ко мне месяц назад кто-нибудь с подобным вопросом, первым делом набрал бы заветный номер. И любой – абсолютно любой – на моём месте поступил бы так же.
Да: цели и задачи губернатора Никиты Белых на предстоящих в сентябре выборах совпадают с целями и задачами местных элит не на все сто, но это характерно не только для Кировской области, это характерно для всех регионов, которых коснётся сентябрьская кампания. «С одной стороны, действующим главам необходимо будет не допустить в региональных парламентах укрепления позиций конкурирующих с ними элитных групп», – пишет по этому поводу президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. А с другой – есть «заявленные федеральные приоритеты», одним из которых – по умолчанию – является «безоговорочная победа партии власти». Каждый из региональных глав, разумеется, решает эту двуединую задачу с учётом сугубо местных реалий – и наш, вроде как, тоже нашёл для себя вполне разумную линию поведения, «задружившись» (по крайней мере, публично) со своим записным оппонентом – влиятельным единороссом Валерием Крепостновым – и, как предполагается, обсудив с ним такое распределение партийных депутатских мандатов в ОЗС, которое бы на выходе устроило обе стороны избирательного процесса.
Тем удивительнее в свете этой договорённости – если таковая действительно была достигнута – выглядит инициированное Никитой Белых внесение в ОЗС законопроекта, лишающего сельских учителей 100%-ной компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, которое назвать иначе как предвыборной подножкой друзьям-единороссам (а голосовать за принятие закона придётся именно им) у меня просто не поворачивается язык. «Введение – вместо полной компенсации – подачки в 1200 рублей, которая в 3-4 раза уменьшит существующие сегодня выплаты – это отбрасывание сельских педагогов из категории бедных в категорию нищих, – негодует по поводу губернаторского законопроекта директор Вахрушевской школы Игорь Олин. – Это объявление войны учительству и повод для массовых акций протеста, а также провала «Единой России» на предстоящих выборах». И чем-то преувеличенным – памятуя о том, что учителя всегда были главной электоральной опорой единороссов на селе, – прогноз вахрушевского директора вовсе не кажется.
Не менее губительной – в плане выборных перспектив – оказалась для «Единой России», похоже, и затея члена президиума её собственного регионального политсовета Валерия Крепостнова с воздвижением на Театральной площади в городе Кирове пятидесятиметрового колеса обозрения. Нет-нет, самому Валерию Васильевичу, традиционно избирающемуся в Оричевском, Верхошижемском и Арбажском районах, этот его тур-де-форс ничем не грозит: оричанам, как вы понимаете, наша Театральная площадь до лампочки, а верхошижемцам и вовсе по барабану. А вот его коллеге и протеже Владимиру Быкову идея с колесом, – которая уже восстановила против себя тысячи кировчан (а по мере строительства идолища – восстановит десятки тысяч), – реально может стоить вожделенного места в Государственной Думе, куда наш Владимир Васильевич, судя по заявке на праймериз, собрался по осени переехать. Потому как разбираться: кто тут инициатор, а кто рядовой исполнитель, – избиратель (как и в случае с губернаторским законопроектом) определённо не будет и своё недовольство изольёт на того, кто первым попадётся ему под руку. А первым ему попадётся аккурат глава города.
Оппоненты «Единой России» в лице коммунистов, либерал-демократов и яблочников, тем временем, пребывают в глубоком недоумении, тщетно силясь понять, зачем партии власти – и так уже утратившей из-за кризиса энную часть электората – вдруг потребовалось самой создавать себе дополнительные проблемы и ослаблять свои же позиции. Ну, не всерьёз же им думать, что за четыре месяца до выборов «единороссы» вдруг забили на мандаты и пошли в разнос! Отчего некоторые, особо мнительные, уже высказываются в том смысле, что всё это – некий тактический ход, коварный замысел, призванный сбить конкурентов с панталыку и усыпить их бдительность, чтобы потом – хвать! – и взять Гран-при голыми руками. Есть, правда, и другая версия – отсылающая к 2011 году, когда единоросская избирательная кампания направлялась аж из двух штабов и по одному избирательному округу могли идти сразу два однопартийца, моча друг друга и в хвост, и в гриву, и в душу мать. Ну и, конечно же, есть версия третья – которой придерживаюсь я. И которую вы, дочитав эту мою заметку, тоже, может быть, сочтёте наиболее правдоподобной.