У Людвига Витгенштейна есть фраза "На дне обоснованной веры лежит не обоснованная вера".

 


Это довольно глубокая конструкция, культурная конструкция, которая сама себя объясняет и сама же в себе живет. Но меня здесь заинтересовало совсем другое. 

Дело в том, что мне показалось, разглядывая Витгенштейновские упражнения, а он не думает, а упражняется, это просто видно из его текстов, это как культурист с разного рода железяками, то присядет, то привстанет. Так вот, разглядывая его вдруг начинаешь понимать место очень многих вещей. Для меня "сомнение", как ценность, всегда было очень нужным и абсолютно не понятным в его способности что-то творить. Сомнение как творец - ну смешно. Как разрушитель - это понятно, но как творец, смешно. 

Витгенштейн вдруг мне заявил о переферийности сомнения. И здесь я бы слово переферийность использовал не как окраинность, а как нахождение не в конструктивных узлах. Тех самых узлах, которые по Витгенштейну собственно и обосновывают себя сами и являются, по сути принципами, которые строят правила для себя самих. Так вот когда сомнение теряет свою переферийность, оно превращается в безумие, потому что как бы растворяет все, на чем держится сама конструкция воспринимаемого, сама конструкция культуры на данный момент, в данном месте, в отношении данных людей. 

Витгенштейн прав, нельзя слушать лекцию о полетах в космос за заявлением о том, что космоса нет, а звезды прибиты гвоздями к небосводу. Мы не куда не денемся, мы должны как бы находится внутри неких переплетений, с которыми мы согласны. И сомнение тогда становится созидательным, когда оно не безумно, а когда оно переферийно, оно не касается всей более менее согласованной системы. Тогда сомнение начинает играть важную укрепляющую культуру роль, сомнение, ошибки, они как бы укрепляют, усиливают саму ценность всей узлов на которых держится самообоснованная культура, на которых держится самовера. 

И любые изменения, даже самые радикальные, любая будущая достоверность, несет на себе глубокую печать культуры переферийности, так это устроено, и сомнение не может быть устроено по другому. А сомнение заявляющая себя как безумство, и есть по сути безумство, а не сомнение. Сомнение - это прежде всего уважение к культуре целого, если данное слово здесь могло бы быть уместно. Как и ошибка, это уважение, а иначе они теряют свое назначение, свою суть. Сомнение и ошибка - это утверждение целого.

Оригинал