От редакции: речь в тексте идет о кафедре Ухтинского государственного технического университета.
Друзья! Все, кто имеет отношение к кафедре ИСБ-ИСТ-ВИСиТ!
На нынешней неделе кафедру настиг переломный момент: наш заведующий, Феликс Владимирович Маракасов покинул кафедру. По собственному желанию, но не по собственной воле. Напомню, кафедра ИСБ-ИСТ была основана в 2000м году. После переезда её первого руководителя, Надежды Александровны Николаевой, преемником, столь же сильно радеющим о благе кафедры и понимающим все её задачи и проблемы - стал Феликс Владимирович.
На кафедре всегда было хорошо. Но с 2009го года, когда Ф.В. вступил в должность, кафедра стала островом Утопия, где высокопрофессиональный, честный, крепкий коллектив возглавлял лучший его представитель. Лучший абсолютно во всех отношениях. Знаток дисциплин, способный заменить практически любого. Лучший системный аналитик и проектировщик. Лучший практик-разработчик. Полный энергии, дальновидный, прагматичный, всегда стоящий на защите коллектива руководитель. Сам ни на минуту не прекращающий учиться, для преподавателей и лучшей части студентов Ф.В. является вдохновляющим примером специалиста, каким он должен быть. Личные заслуги Феликса за время работы на кафедре и в ИВЦ УГТУ огромны, он очень много сделал для престижа кафедры и ВУЗа. И еще много сделал бы. Стопроцентное трудоустройство выпускников, то, что работодатель зачастую ищет именно наших выпускников, что информационная инфраструктура нашего ВУЗа (в сравнении с многими другими) развита мощно и продолжает развиваться за счёт преемственности в разработке, обеспечиваемой кафедрой - всё это в значительной мере связано с работой Ф.В.
Это то, что видели мы, сотрудники кафедры и студенты, смею надеяться, тоже видели, хотя бы некоторые.
А что же видело руководство ВУЗа? Оно видело, что на кафедре очень много задолжников, что кафедра очень много отчисляет.
Тут следует рассказать подробнее. В последние годы учебные заведения переходят на систему нормативно-подушевого финансирования. Теперь каждый отчисленный – это реальный убыток для университета, задача ВУЗа - набрать как можно больше студентов и сохранить их до диплома, не превысив квоты отчисления. Вернее нет, конечно, задача ВУЗа – набрать и обучать. Но в условиях демографической ямы, которая всё никак не закончится – "обучать" превратилось в "как-нибудь дотащить до диплома", сохранить во что бы то ни стало.
То есть, приемная комиссия набирает всех, кого ни попадя, чтобы освоить все выделенные бюджетные места и связанные с ними средства, кафедры же - должны обучать этих людей, кто уж есть. А люди такие, которые еще не знают, что им в жизни делать, которые не хотят учиться, которых родители заставили, которые используют отсрочку, которые думают что поступил, а там оно само как-нибудь, которые не терпят ущерба для самооценки и тд. Нет, не все такие, но демографическая яма, абитуриентов мало, они на вес золота, да еще и многие уехали в столичные ВУЗы. То есть, поступает много слабо мотивированных, незрелых людей, не думающих о будущем, не имеющих никаких целей. И они, конечно, сталкиваются с тем, что учиться трудно. И отказываются от обучения. Но отчислять нельзя и они продолжают числиться, накапливая и накапливая задолженности.
Когда я училась (чуть больше 15 лет прошло всего-то), нельзя было сдавать экзамены, не завершив сдачи курсовых работ и проектов, и отчисляли за долги в предыдущем семестре. Теперь сдача курсовых не связана со сдачей экзаменов(!), а долги можно накапливать – за два и более семестров – и ничего не будет. Дальше больше – руководство университета, видя это, говорит: «у вас тут слишком сложно, давайте требования снижайте, давайте сделайте так, чтобы они, вот эти, которые есть, могли учиться». А мы не повышали требований! Они сохраняются на протяжении многих лет. И отчисляли всегда много. Потому что работа у инженеров сложная – и диплом должны получать те, кто умеет решать задачи.
Инженер (нынче бакалавр, но должности всё равно называются «инженер») по специальности «Информационные системы» или «Информационно-вычислительная техника» - это человек, включающийся в любые, по сути, производственные процессы, в том числе и критические, нарушения в которых могут повлечь разные серьезные последствия. Это универсальная специальность, работать таким специалистом - значит продолжать учиться всю жизнь. Всю жизнь, а не эти жалкие четыре года через пень-колоду тянуть ненужную тебе лямку, как многие студенты сейчас делают. То, что кафедра создает реальные условия и хорошо фильтрует пригодных к этой работе – это плюс, а не минус. Представим себе какое-нибудь тонкое производство, детали какие-нибудь для космических аппаратов. Завод их, скажем, делает, а руководство вменяет ему больший план. Производственники говорят: «не можем, точное производство, времени требует». А руководство им: «А вы увеличьте допуски, качество снизьте». Ну и как полетят тогда наши ракетоносители «Протон»? Вот и со студентами так же. Нельзя снижать требования, нельзя специалистам превращать обучение в игрушку, чтобы студенты могли играть. Это деградация.
Вряд ли Министерство образования, вводя свою нормативно-подушевую систему, рассчитывало на то, что ВУЗы начнут его обманывать, выдавая дипломы государственного образца тем, кто на самом деле с программой обучения не справляется. Скорее всего, оно рассчитывало сэкономить бюджетные средства, оделяя деньгами только тех, кто на самом деле способен к обучению. Эта система заслуживает критики еще и за то, что ставит в непосредственную зависимость от контингента штат ППС ВУЗа. Если мы отчисляем студентов – мы и себя сокращаем, но ведь если в группе остается хотя бы половина студентов – учебный план должен выполняться, тем уменьшившимся количеством преподавателей, которое есть. Растет нагрузка – снижается качество преподавания. То есть зависимость, грубо говоря, такая: чем лучше мы работаем – тем хуже мы работаем.
Но на каждом уровне своё видение, свои цели.
Я, как преподаватель, и думаю, все мои коллеги, на нашем уровне видят только то, что по настоянию руководства ВУЗа кафедру покинул человек, уровень которого для нынешнего студента недостижим. Это имеет много разных последствий, которые значимы, наверное, тоже для одних нас. Не только очевидных последствий, вроде падения качества образования, престижа кафедры и ВУЗа в целом, но и неявных. Подумать если, ведь этим пресловутым студентам, не способным к обучению – отказывают в личном праве на самоопределение, вручая против их воли диплом, и как бы заставляя отказаться от дальнейших поисков, связав свою жизнь со специальностью, которая никогда не подарит им истинной радости труда. А может, они поискали бы, и нашли что-то своё, задумались бы об этом раньше, не тратили бы зря драгоценное время жизни. В этом смысле, отчисление - благое дело. Но нормативы, квоты, бюджетные средства. Насколько это далеко от подлинной жизни – это не рассказать словами.
Печаль в общем, печаль, ребята! Но только для тех, кто понимает, конечно.
Татьяна Хозяинова