Здесь нужно разделять два вопроса:
1) Что значит этот скандал с точки зрения международного положения российского руководства
2) Является ли выявленные злоупотребления угрозой власти в России Путина и компании?
Вот что я думаю по этому поводу.
1) Начиная с эпопеи с присоединением Крыма реакция Запада была половинчатой. Он, несомненно, это воспринял негативно, ограничил сотрудничество с Россией, ввёл какие-то санкции, выгнал Россию из “восьмёрки”. Начались кое-какие аресты собственности российских предпринимателей (что характерно, не чиновников) на Западе. Но Россия отнюдь не была низведена до положения саддамовского Ирака, совершившего подобные проступки в прошлом. Не было введено эмбарго на покупку нефти у России. Не был арестован Стабфонд. Половина Лондона продолжила принадлежать российской верхушке.
У меня не хватает наивности предполагать, что руководство Запада не знает об этих эффективных способах давления на Россию. Значит, они эти способы отвергли. По каким причинам? Видимо, Запад высоко ценит потенциал российского внутреннего рынка. В России же полновластным хозяином остаётся Путин, и полностью рвать отношения с ним – остаться без значительной прибыли.
И вот, новый информационный повод. Но разве кто-то узнал что-то, о чём не догадывался раньше и о чём западное руководство все эти годы не информировали собственные спецслужбы? Почему они должны как-то ужесточить свою позицию относительно Путина и компании?
Впрочем, может, в последнее время у Запада появились какие-то новые соображения на сей счёт. Ближайшие недели всё прояснят.
2) А вот здесь всё совершенно ясно. В России по прежнему действует негласный общественный договор – власть не мешает населению выживать, население не мешает власти обогащаться, в обоих случаях без оглядки на юридические тонкости. И эта новость здесь ничего не изменит. Большая часть населения, погружённая исключительно в повседневные бытовые заботы и личную жизнь, об этом либо вообще не услышит, так как по телевизору об этом не скажут, либо услышит краем уха, сразу выбросив из головы как неважное для себя.
Интересующаяся же политикой часть населения России не узнала для себя ничего нового. Эта часть либо лояльна Путину, либо бессильна пошатнуть его власть.