Ближе выборы в Госдуму – чаще акции внепарламентской оппозиции. Отсутствие конструктивизма в критике властей можно объяснить воспитанием активистов практически любой позиционирующей себя «по ту сторону баррикад» организации.
Согласитесь, что для того, чтобы внести стоящие предложения (да хоть в ту же Госдуму) о, например, реформах той или иной ветви власти, нужно быть специалистом широкого профиля. В данном случае, необходимости наличия глубоких знаний у оппозиционеров их учителя не видят. Покричали, флажками на площадях помахали или маршем по проспектам провели людей – и разошлись. Почему? И на этот вопрос есть ответ.
Самое, пожалуй, «корявое» определение, которое можно заметить приставленным сбоку к профессии журналист – «оппозиционный». За красивым многобуквенным латинским словом, какое используют всякие правозащитники, чтобы устроить информационную шумиху, – далеко ходить не стоит: «оппозиционного журналиста осудят…», «Задержаны оппозиционные журналисты…», - скрывается обычная гражданская позиция. И смешивать ее с объективной журналистикой – извините, грешно. То есть, пишет человек новости однобоко, не вникая в суть процессов, будто специально в черных красках – читатель верит и думает: «ох, куда мы катимся».
Так и здесь. Прошла акция оппозиции – и тема почему-то становится в одних СМИ центральной и преобладающей, в других редакциях ей не уделят столько внимания. Ну, должен же кто-топравильно освещать красочные постановки?
Повторять можно сколько угодно: никакой теории заговоров нет. Есть просто заговор, если так можно назвать финансирование действующих в России общественных организаций источниками из других государств. Обучающие программы и семинары для представителей журналистского сообщества – одна из форм пропаганды не характерных для наших соотечественников так называемых «западных ценностей».
Например, с 25 по 29 января в Оксфорде в Англии состоялось одно такое мероприятие. Выездной семинар был организован при поддержке посольства Великобритании в Москве, Института «Рейтер по изучению журналистики при Оксфордском университете», Стокгольмского института переходной экономики и Норвежского института международных отношений.
С российской стороны – некоммерческая организация «Московская школа гражданского просвещения» (МШГП). В семинаре приняли участие более 60 сотрудников федеральных и региональных российских СМИ: ГТРК «Брянск», чувашской «Национальной телерадиокомпании», телеканала «Кубань 24», радиостанции «Вести ФМ», «Стерлитамакского рабочего» из Башкортостана, «Озерского вестника» из Челябинской области, «Молодежной смены» и «Грозный-Информ» из Чечни.
Из других крупных изданий – «Новая газета», а также радио «Эхо Москвы» и телеканал «Дождь». Отметились присутствием и активисты не то «благотворительной организации», не то «общественно-политического движения, созданного по инициативе Михаила Ходорковского «Открытая Россия». Кстати, МШГП внесена в реестр Минюста в список организаций, исполняющих функции иностранного агента.
- Руководство Московской школы считает неприемлемым осуществлять деятельность в этом ложном статусе и принимает решение о приостановке наших проектов. В связи с этим мы вынуждены прекратить обновление сайта, - необычно отреагировали в МШПГ на запрет Минюста.
Научу плохому
Обучить «с нуля» новичка - дело более затратное, чем попытаться изменить точку зрения или подкормить профессионала. Иначе, какие знания можно получить за 3-4 дня? И здесь сэкономили. На английском семинаре журналистов пытались убедить в том, что российские власти неспособны совершать позитивные изменения в стране, рассказал ИА «Кремлевская пресса» источник.
При этом Россию, по словам соорганизаторов-специалистов, выступающих с трибун в Оксфорде, нужно реформировать по «западному» образцу – через «отказ от доминирования госкорпораций», демократизацию СМИ, предоставление широких полномочий местному самоуправлению и ослаблению контроля спецслужб за гражданами.
В общем, ничего общего вообще с журналистикой обсуждаемые вопросы не имели: «легитимация режима через войну», «имперский комплекс России», «кризис российской экономики», «отсутствие федерализма в России» и так далее. Но основная заявленная тема семинара – повышение профессиональных навыков участников и рассмотрение проблемных вопросов освещения социальных процессов в СМИ.
Законно ли?
Закон РФ «О СМИ» запрещает устанавливать контроль над учредителями, редакцией, вещателями и участниками учредителя СМИ. Но западные НКО и их российские сателлиты оказывают влияние на журналистов, пользуясь тем, что действующие нормы законодательства не содержат положений о контроле непосредственно над сотрудниками СМИ. Кроме того, понятия «контроль» и «фактическое определение принимаемых решений» не всегда отражают сущность взаимоотношений отечественных СМИ с иностранными субъектами.
Вот почему западные НКО проводят тематические семинары для российских журналистов. И весной 2016 года в МШПГ планируют провести еще три подобных выездных мероприятия:
28-31 марта в Сеговии (Испания) – «Европейские институты и Российская политика». Организаторы: Фонд «Вальсаин» и экс-комиссар Совета Европы по правам человека Альваро Хиль-Роберс;
11-14 апреля в Осло (Норвегия) – «Гражданское общество и управление природными ресурсами». Организатор: Норвежский институт международных отношений;
27-29 апреля в Стокгольме (Швеция) – «Шведский опыт: возможности применения в российских проектах модернизации». Организатор – Стокгольмский институт переходной экономики.
А далее возможно развитие ситуации по обкатанному сценарию, как это недавно произошло на Украине: через СМИ нагнетали истерию в обществе и пропагандировали западные ценности. Помните известный перл на плакате активистки: «Хочу в Евросоюз и кружевные трусики»? Затем появились лояльные группы из населения, которые и поддержали деструктивные силы, осуществив государственный поворот - «цветную революцию». Чем закончилось – печально известно.
Кстати, многие российские эксперты полагают, что остановить влияние иностранных агентов на отечественные СМИ может Министерство связи и массовых коммуникаций, подготовив законодательную инициативу о внесении дополнительных требований в Закон «О СМИ». Такую, чтобы ввести ответственность за оказание управленческого влияния на журналистов.