Вкусу руководящих кировских чиновников от культуры, а также их учёных советчиков удивляешься постоянно. Того же Е. Гришковца далеко не во все "дома" пускают, а у нас он – частый и желанный для бюджетодержателей гость.
О том, что подобные любимцы обладминистрации не способны облагораживать свою аудиторию и повышать её культурный уровень, свидетельствуют инциденты на моноспектакле "Шёпот сердца" 27 марта, описанные газетой "Про Город". Подтвердились эпитеты "самовлюблённый и беспардонный", данные блогером этому лауреату премии имени М. Салтыкова-Щедрина ещё 21 декабря минувшего года.
В ущерб зрителям Е. Гришковец дважды останавливал действо и выгонял "нарушителей" (чего?) со словами "наглость", "наглее", "пьян, как свинья", "свинство", "пьян в стельку", "такое неуважение, когда зритель спит". Последнее напомнило мне самую непедагогичную учительницу, которая встретилась мне в жизни. Будучи недовоспитанной и потому сверх меры обидчивой, она могла выгнать с урока зевнувшего пацана со словами "какая наглость!" Как будто и не учат в пединституте возрастной психологии и медицине и не объясняют, что зевают дети рефлекторно от переутомления, от духоты в кабинете, при начинающемся недомогании.
С другими учителями в нашей элитной школе нам повезло гораздо больше. Мы учились у культурных людей, которые, как, например, математик Г. Шурыгина-Осетрова, не унижали учеников даже замечаниями: нарушителю достаточно было укоризненного взгляда Галины Александровны. Совершенно невозможным было бы удаление кого-либо из аудитории в моём родном Ленинградском университете.
Самой мне за почти 40 лет работы с молодёжной аудиторией даже в голову не приходило удалять слушателей с занятий за что бы то ни было. Тем более за желание сфотографироватьвыступающего - это даже, скорее, комплимент. Не говорим уже о непреложной истине: зритель (слушатель, клиент, пациент, покупатель и т.д.) всегда прав!
Любые публичные разборки неприятны для всей аудитории. А главное, они – помеха для коммуникативного процесса; для цельного восприятия концерта, спектакля, лекции. И в значительно большей степени, чем, например, чьи-то манипуляции с фотокамерой или (может быть, демонстративное) засыпание зрителя в кресле.
Порадовала в этом газетном материале реакция заместителя директора по организации зрителя в драмтеатре Игоря Тарасова. Он извинился перед без вины пострадавшим зрителем и объяснил поведение Е. Гришковца "его характером и, так скажем, "звёздностью". Кировчане явно переросли в культурном отношении и не по чину берущих гастролёров, и их неразборчивых чиновных почитателей.
На фоне всего случившегося оттопыренный указательный перст воинственного Е. Гришковца на газетном фото невольно воспринимаешь как средний.