Сегодня про Волжск ничего особенного. На кладбище, как говорится, тихо. Но картинка, которую вы видите внизу, показалась знаковой и, по-своему, значимой.
Давно присматривал старенький дешевый «тазик», чтобы «подшаманить» для гонок по пресечёнке (сумасшедших, но вполне легальных). Подсказали, что на улице Леваневского больше недели (!) посреди дороги (!!) «скучает» «шаха» со спущенным колесом. Говорят, мальчишки какие-то катались, бросили, всем теперь мешает. Удивился. Поехал посмотреть.
И правда. Посреди проезжей части стоит ВАЗ, правда не «шаха»-2106, а более экзотический ВАЗ-2103. Смотрю и тихо закипаю. Город ломится от чиновников всех рангов, в 50-ти метрах от этой брошенной «трёшки» здание ГОВД, «гайцы» бдят на оживленных «хлебных» улицах день и ночь, людей в форме больше, чем моряков в Севастополе. Одними охранниками «Пятёрочек» можно легко умиротворить Сирию. В нашем заранжированном городе ногой ступить без спросу страшно, а здесь – тишь да гладь. Неделю стоит брошенная на дороге, прямо на повороте к Парку Победы, порядок в котором из года в год наводят волонтеры, машина – и никому нет дела! Чудны дела твои, Господи, думаю, и удивителен промысел твой.
Продолжая материться (про себя), как-то по-новому взглянул на старую, с детства знакомую улицу, названную в честь летчика-поляка, одного из первых Героев Советского Союза. Строили ее военнопленные немцы для заселения марбумовцев. Строили как временное коммунальное жилье, оказалось – на века. Резануло глаз здание на заднем плане. В него упирается улица Леваневского. На фото видно не очень отчетливо, снимал камерой телефона, но здание – заброшенное. Верхнего ряда окон нет совсем, остальное остекление присутствует лишь эпизодически. Вход заколочен. Здание эпохи советского конструктивизма разместилось аккурат между горотделом полиции и Марбумкомбинатом. Некогда эти руины были Волжским филиалом ВНИИБ ВНПО «Бумпром». То есть научно-исследовательский институт бумаги. В Волжске длинное мудрёное название по-простецки сократили до разумно-короткого «Вниб». В этом «Внибе» священнодействовали доктора и кандидаты наук, старшие и младшие научные сотрудники. Исследования проводились не только для Марбумкомбината, но и для всей целлюлозно-бумажной отрасли страны. Здесь работала интеллектуальная и интеллигентская элита города. Даже в голодные 90-е, в годы бартера и толлинга, интеллектуалы «Вниба» наладили на маленькой экспериментальной бумагоделательной машинке выпуск конкурентоспособной продукции, чего хватало для своевременной выплаты жалованья «живыми» деньгами и поддержания научных работ.
Уже в 2000-ых что-то пошло не так. Наука куда-то рассосалась, интеллигенты мигрировали или мимикрировали, а «Вниб» вынужденно перешел к Марбуму, который его ликвидировал за безнадобностью. Огромное, пустое, печальное и жалкое здание в маленьком, печальном и жалком Волжске.