Уже несколько месяцев я не живу в Рязани и не являюсь пресс-секретарём Экологического рязанского альянса. Но мне по-прежнему близки проблемы моего родного города. Я не могу спокойно смотреть, как «Рязанская нефтеперерабатывающая компания» (дочерняя компания «Роснефти») продолжает травить десятки тысяч рязанцев, среди которых родные и близкие мне люди.

На днях глава регионального Минприроды Игорь Авдеев заявил, что в атмосфере Рязанской области заметно снизилось присутствие традиционных загрязняющих веществ. По его словам, превышение ПДК сероводорода зафиксировали в 2015 году в 95 пробах воздуха — против 754 годом раньше. Количество проб с повышенных содержанием диоксида азота сократилось со 120 до 1, диоксида серы — с 37 до 20. Министр также отметил, что количество жалоб на качество воздуха якобы уменьшилось вдвое.

Если бы Авдеев сказал это не в телевизионном эфире, а где-нибудь в Дашково-Песочне, ему скорее всего пришлось бы спасаться от разъяренных жителей бегством. Несчастные рязанцы на своей шкуре чувствовали летом прошлого года, что выбросов сероводорода не стало меньше в восемь раз. Ужасная обстановка с загрязнением воздуха даже не осталась на прежнем уровне — она стала гораздо хуже.

В 2015 году нестерпимый запах регулярно чувствовали не только жители Дашково-Песочни, но и те, кто живут в центре Рязани. В этой острой ситуации Экологический рязанский альянс создал собственную «горячую линию», чтобы фиксировать жалобы жителей и не дать властям отмахнуться от этой проблемы. На основе всех звонков был создана карта жалоб, которая наглядно демонстрирует, какие районы города страдают от загрязнения воздуха сильнее всего.

Я бы очень хотел, чтобы Авдеев и другие представители власти, которые рапортуют о том, как всё прекрасно, услышали хотя бы десятую часть того, что слышал я на этой «горячей линии». Когда до глубокой ночи звонок следует за звонком, стоит только положить трубку. Когда матери рассказывают, как они вечером не выпустили детей погулять, потому что был очередной выброс, как они наглухо заткнули и законопатили все окна, как их дети не могут уснуть, потому что всю ночь они мучаются от тошноты и рези в носу и горле. Как люди отчаиваются и уже почти не верят, что спасение возможно.

Но избавиться от загрязнения воздуха, разумеется, можно. Правда, для этого нужно найти виновных и заставить их предпринимать реальные действия. К счастью, проблем с поиском источника вредных выбросов уже давно нет — ещё в 2014 году всё тот же Авдеев с полной уверенностью называл виновником «Рязанскую нефтеперерабатывающую компанию» (если торопитесь, мотайте сразу примерно на 5:00). Запись сделали СМИ, участвовавшие во встрече рабочей группы по проблеме загрязнения воздуха 19 июня 2014 года, никакого шпионства в этом нет.

Ещё в 2015 году «Рязанские ведомости» писали, что проект реконструкции очистных сооружений Рязанского нефтезавода в стадии завершения, о чём сообщил первый заместитель председателя правительства области Сергей Самохин на заседании рабочей группы по проведению реконструкции очистных сооружений «Рязанской нефтеперерабатывающей компании». Присутствующий на заседании генеральный директор предприятия Владимир Абрамов подтвердил, что инвестиционная программа на 2015 год утверждена и средства на реконструкцию предусмотрены в полном объёме. К строительно-монтажным работам планировалось приступить осенью 2015 года, а завершить реконструкцию очистных сооружений — в 2017 году.
 
Времени до 2017 года осталось уже совсем немного. Но ведутся ли строительные работы? Утверждены ли хотя бы проекты? Будут ли выполнены работы в обещанный срок? Почему этот вопрос, имеющий огромную общественную значимость, не обсуждается публично?
 
Деньги на то, чтобы выполнить свои обязательства, у нефтяников точно есть. Никакой кризис им не помеха. По данным опубликованного РБК рейтинга, чистая прибыль компаний, связанных с нефтью и газом, в 2014 году составила 97,7% от всей чистой прибыли 500 крупнейших российских компаний.
 
У «Роснефти» хватает денег на то, чтобы планировать постройку «рекреационных объектов» на огромной территории в 4000 га, которую они хотят вырезать из создаваемого национального парка «Ладожские шхеры» (кстати, обязательно поставьте подпись под обращением против их поползновений). У нефтяников есть деньги, чтобы платить зарплату пиарщику с лексикой привокзального забулдыги. Значит и на реконструкцию очистных сооружений в Рязани найдётся.