Сосногорск – мой родной город. Можно много и долго рассказывать о его людях – интересных и талантливых собеседниках, рядовых тружениках и просто разносторонних личностях. Город имеет не только промышленное, но и культурное значение в жизни республики. Недавно публиковал беседу с Заслуженным работником культуры России и Республики Коми Станиславом Ивановичем Пахтушкиным (http://7x7-journal.ru/post/76412), благодаря которому наш край стал широко известен далеко за его пределами. В череде литературных имён нашего района, которые у всех на слуху, можно выделить и самобытного писателя и поэта - уроженца села Усть-Ухта Якова Митрофановича Рочева, а также талантливого поэта из районного посёлка Ираёль Анатолия Дмитриевича Илларионова. Жизнь и творчество наших известных земляков, воспоминания об их жизни – это была тема очередного вечера самодеятельного клуба «Иван-да-Марья», действующего под патронажем Главы Сосногорского района Владислава Георгиевича Гаврилова.
Яков Рочев родился в 1909 году. Окончив школу второй ступени в селе Мохча, ему удалось поработать учителем, инспектором отдела образования, корреспондентом ижемской газеты «Красная Печора». По окончании факультета русского языка и литературы Коми пединститута 15 лет был редактором Коми книжного издательства. В начальном периоде своего творчества Яков Рочев больше тяготел к поэзии, первые его произведения были напечатаны в 1929 году в журнале «Ордым». Однако, набирая писательский опыт, он стал большее внимание уделять прозе. Пожалуй, одним из самых заметных произведений Якова Митрофановича стала романная трилогия («Два друга» (1951), «Ижма волнуется» (1959) и «Обновление земли» (1967)). Листая пожелтевшие страницы, обратил внимание на проработанность характеров героев трилогии, каждому герою придавался индивидуальный внешний облик. Интересно описан быт, обычаи и уклад жизни жителей Припечорья и бассейна реки Ижмы, отношения в среде крестьянства и между разными сословиями в годы империалистической войны, противоречивые поступки героев при установлении Советской власти. Многое в описании было взято автором из личных наблюдений, поэтому повествования можно считать историческо-документальными.
В основе автобиографической повести «На широкой дороге» (1973) дневниковые записи и заметки поэта и литератора. Известны его авторские переводы Толстого, Чехова, Гайдара, Бориса Полевого. По воспоминаниям знакомых и родственников, коми-литератор был человеком немногословным, но радушным и гостеприимным, любил пошутить и не расставался с фотоаппаратом, а дневниковые записи активно пополнялись после его прогулок на природу или речной берег. Несмотря на то, что Яков Митрофанович скончался в сентябре 1977 года, память о нём и его самобытном таланте не угасает. И сейчас в его родном селе можно услышать воспоминания об этом человеке из уст его современников.
В Центральной библиотеке Сосногорска, носящей с 1984 года имя Якова Рочева, часто проходят поэтические вечера, на которых редко бывают свободные места. На одном из таких вечеров обратил внимание на сосногорку Апполинарию Николаевну Цыбину, которая с упоением читала стихи сосногорских поэтов:
- На протяжении двух последних лет стараюсь не пропускать ни одного вечера, несмотря на то, что мне исполнилось 90 лет. Могу что-то прочитать наизусть. Я здесь отдыхаю душой, словно молодею, стихи о вечном и прекрасном придают мне жизненные силы.
Думается, что в первую очередь на формирование творческой личности влияет место рождения, а наш край с его неповторимой первозданной природой, живописными реками, заливными весенними лугами, таёжными тропами, разнообразным ландшафтом – это самое удачное место, где в человеке может проснуться дар поэтической натуры. А дар этот, прежде всего, теснейшим образом связан с любовью к месту, где человек появился на свет. Благодаря этим обстоятельствам, выбрал такой жизненный путь ещё один наш земляк – поэт Анатолий Илларионов.
Бабушка будущего поэта Хильма Хейесконен воспитывала своего внука в любви к прекрасному – поэзии, литературе, искусству, возила его по достопримечательным местам крупных городов, в том числе по музеям Ленинграда. Поэтому неудивительно, что сочинения юного дарования из сосногорского небольшого посёлка учителя зачитывали сверстникам Анатолия ещё в школьные годы. Таким образом, путь молодого человека был определён, несмотря на первую неудачную попытку поступления в литературный институт. На какое-то время замечательный самородок устраивается работать на железную дорогу, где пишет строки, навсегда определившие его дальнейшую судьбу:
Живём мы не богато и не броско,
Но думаю, не будем унывать.
От Ираёля и до Сосногорска,
Как говорится, лишь рукой подать.
Шумит, как жизнь, железная дорога,
Проходят дни, то дождь летит, то снег…
И верю я, что так дано от Бога
И всё пройти обязан человек (…)
Вновь за берёзкой клонится берёзка,
Несётся поезд, рельсами звеня.
От Ираёля и до Сосногорска –
Сто километров
…И вся жизнь моя!
Основная тема многочисленных стихотворений – природа родной земли. Многие маститые поэты отмечали необыкновенных слог стихотворений и широту разнообразия языковой рифмы, поэтому большие подборки стихотворений Анатолия Илларионова печатались в таких известных журналах как «Наш современник», «Север», «Арт», газетах «Молодёжь Севера», «Магистраль» издавались сборники Союза писателей республики. Поэтический слог был оценён и в финно-угорском мире – многие великолепные стихотворения переведены на коми и венгерский языки. Большинство сосногорцев узнавали о новом в творчестве земляка из районной газеты «Заря Тимана». Поэт даже однажды высказался с присущим ему юмором по этому поводу: «Меня печатала «Заря», и значит, жизнь прожил не зря».
Сборники произведений автора стали выходить только с начала 90-х годов прошлого века. Наибольшей читательской популярностью в главной библиотеке района пользуются поэтические сборники «Одиночество» (1995), «Маленькая станция» (1997), «Осенним светом» (2001), «Лирика» (2002). А официальное признание к поэту пришло после сорока лет - в 1996 году Анатолий Дмитриевич с блестящей характеристикой был принят в Союз писателей России. У него была интересная человеческая черта – не любил надолго уезжать как из родного посёлка, так и за пределы Сосногорского района, но любил принимать у себя людей, которые стремились с ним познакомиться. В последние годы жизни (скончался в 2008 году) поэт признавался, что именно малая родина дарит ему стихотворную силу, а вдохновение теряется, если он вынужден уезжать из своего родного посёлка по каким-либо делам.
А вот что рассказывает ещё одна постоянная участница вечеров клубов по интересам для старшего возраста Татьяна Якимовна Сытник, которая принимает участие в разнообразных мероприятиях клубов почти пять лет:
«Мы все лично знаем Станислава Пахтушкина, общались при жизни с Анатолием Илларионовым, а кто-то из нас лично знал Якова Рочева. Замечательные и неординарные люди жили и живут на нашей земле. Припоминаю такой случай: в день 50-летия Анатолия Дмитриевича мы пошли к лесному роднику и на природе читали его стихи. Именно там отчетливо заметила, что наш поэт подмечал в стихах тонкие природные детали, которые видят все, но не обращают на них внимания. Непередаваемые впечатления, хочется перечитывать вновь и вновь. Наверно в эти моменты раскрывается человеческая душа».
Интерес к литературе и поэзии облагораживает личность, делает её разносторонней. А наш мир, полный проблем и человеческого равнодушия, становится более гуманным и добрым. С этим трудно не согласиться.