Коррупция - довольно своеобразное явление. Мы с ним можем сталкиваться ежедневно, даже не подозревая о том. И это не только взятки и вымогательство чиновников, это любое использование служебного положения не в интересах общества и государства, а в своих или каких-то групповых интересах. Признаки коррупционных преступлений довольно полно изложены в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». В государстве объявлена война Коррупции.

Именно об эффективности этой борьбы сегодня зашла речь на пресс-конференции члена Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ), президентом регионального общественного фонда противодействия организованной преступности и коррупции «Антимафия» Мысловским Евгением Николаевичем. Члены СПЧ, в рамках подготовки выездного заседания Совета, находятся в эти дни в Екатеринбурге.



Евгений Мысловский на фото слева.

Мне уже не раз приходилось сталкиваться не только с проявлениями коррупции, но и тем, как у нас организована работа по ее искоренению (Обобщение коррупционных практик. Типичные случаи коррупции в МУГИСО. Борьба с коррупцией в Свердловской области: плакаты, календари и опросы?). Поэтому мой вопрос Евгению Мысловскому был прост, если мы говорим о процессе противодействия коррупции, то можем ли мы оценить качество этого процесса, есть ли критерий успешности антикоррупционной деятельности.

В своем ответе Евгений Мысловский фактически поддержал мое убеждение в том, что это направление часто напоминает кампанейщину, в которой результат непонятен, так как мы не можем его оценить. Явление, которое требует постоянного уничтожения, неуничтожимо, а вот как оценить уменьшается ли оно в своих масштабах, если не знать критерия оценки.

Согласитесь, что одной только статистики по возбужденным уголовным делам или фактам отстранения от должностей здесь не обойтись. Эта статистика обманчива, так как не дает полного ответа на вопрос о том, насколько простой гражданин и государство защищены от коррупции. Евгений Мысловкий считает, что таким критерием может стать анализ жалоб, которые поступают в различные инстанции на действия или бездействие государственных и муниципальных служащих. Количественный и качественный срез данных по жалобам мог бы замерять уровень коррупционности, но такого анализа и такой работы никто не ведет. В связи с этим мы не можем оценить и эффективность этой работы.

По его словам, СПЧ поднимало уже вопрос о критериях и эффективности антикоррупционной деятельности в России. Но пока все остается по старому - печатаем календари и листовки, а отчитываемся количеством заседаний и советов по этой теме, а также "посадками" и увольнениями чиновников...

Это не просто замкнутый круг, а круг порочный, который реального влияния на ситуацию не оказывает... Как говорят, не пойман, не вор! Сколько еще не пойманных коррупционеров в России? Это никому неизвестно…

 

Оригинал