Трусость прерывается порывами самоотвержения, любое самоотвержение срывается в трусость и малодушие и опять возвращается в самоотвержение. Любое очарование человеческим гением прерывается восторгом перед скоморошествованием и банальностью. Мы требует от людей постоянного напряжения, мы вселяем веру в постоянное моральное, интеллектуальное и физическое напряжение, мы лелеем постоянство добра, но от раза к разу нас жизнь неумолимо возвращается к факту перерыва. И что является перерывом чего, боюсь понять не возможно. 

Несколько дней назад прочел тюремные записки Зорге. Он сидел в японской тюрьме и по требованию следователей описывал всю свою разведдеятельность, он рассказывал о людях, которые его окружали, описывал их участие в своей деятельности, он описывал всю структуру коммунистической разведки мира, как ее понимал. Знаете ли такой коммунистический заговор против всего мира, который сдулся к национальным интересам СССР. Я подозреваю, что за этим говорением Зорге пытается спрятать еще что-то, что может быть не ведомо тем, кто требовал писать.

Наше ожидание вечного подвига, наше ожидание вечной преданности глубокому и важному, наше вечное разглядывание истинных ценностей, как вечных целей, может быть одно и самых пагубных наших заблуждений. Это как умирающее сознание, которое затухает, но хоть раз очнувшись перед уходом в предвечность, вдруг охватывается эйфорией возможности возвращение во вчера, в сейчас, в возможное будущее. А потом вдруг оказывается, что это всего навсего перерыв перед более важным чем вчера, сегодня, завтра. 

Наши порывы осознанности - это перерывы в нашем безумии, наше благоговение перед Вечным, это перерывы в огромном потоке быта. И можно бросить быть к ногам благоговения Вечного, а можно бросить благоговение Вечного к ногам быта. Я как-то был в гостях у семейной пары, которая отдала свою жизнь помощи людям страдающим от действий властей. Простой пол, стол, стулья, диваны поношенные, все в их доме заточено под то, что бы принять страдальца. Полки, полки, полки книг. Крайний аскетизм, как условие помощи бедствующим и бегство в книги. Потом мужчина умер и жена продала квартиру со всем его содержимым уехала в другой город, что бы уже ни когда не быть в этой отрешенности и служении другим людям. 

Бибихин пишет: "Открыть глаза или оставаться слепым, спать или проснуться – вот вся свобода и весь диапазон возможностей человека. Больше того, строго говоря, подлинный человек и есть «бегство» к цели". Мы сбегаем от чего-то, по сути это и есть наша цель. Что-то обрушивает на нас жизнь, а мы в вечном избежании этого. Что-то обрушивает на нас зло как испытание, а мы в бегстве от этого зла всеми доступными нам и достойными нас способами. И подвиги-то мы совершаем в этом бегстве и все наши нелепости становятся тут же на место. 

И пафос подачи жизни нас (их) как героя этой жизни становится понятен. Мы хотим разглядеть в нашем бегстве нечто настоящее, то, что имеет смысл, мы хотим убрать все лишнее, не существенное, все ненужные детали и убираем саму жизнь, оставляя лишь пафос как смерть. Наше отвержение в человеке человека и оставление только героя - нам еще аукнется. Как бы мы этого не хотели, но эллинская эстетика поиска героя - это наша обреченность. Наше отвержение человека перед поиском искры Божьей в нем же - это наша обреченность на наше общее культурное прошлое. И не важно к какой культуре мы приглядываемся. 

Мы стоим перед зеркалом и требуем от себя широко открытых глаз, стараясь изо всех сил, а потом отходим от культуры зеркала и биология наших глаз плевать хотела на наши осознанные потуги. 

Но более всего меня усмехает то пафосное презрение, с которого мы смотрим с волны наших усилий, на тех, кто не смог. Мы презираем и этим срываемся вниз, мы уличаем и этим срываемся в низ, мы восхищаемся собой и этим срываемся в низ, но не потому что мы плохи, нет, упаси Бог, нет. Все потому что биология наших глаз такова, то они большую часть нашей жизни должны быть закрыты, что бы приоткрыться на мгновение и увидеть свет. 

Наш поиск вечной жизни через предательство человека внутри нас, через отвержение человека внутри нас - это страшное не понятное и не принятое, потому что искра Божья внутри каждого держится только на человеческом внутри нас.

Оригинал