В середине марта 2016 г. вместе с коллегой, кандидатом исторических наук, ведущим научным сотрудником сектора этнографии Института языка, литературы и истории Коми НЦ В.Э. Шараповым провели полевые исследования в поселке Харута Ненецкого автономного округа с целью сбора материалов по духовной культуре ижемских коми. Населенный пункт находится на территории Интинского района Республики Коми, но административно относится к Заполярному району НАО.
Поселок возник недалеко от деревни Харута, расположенной на левом берегу р.Адзьва в устье Харутаю. Основателем деревни является ижемский крестьянин Федор Анисифорович Канев, переселившийся в богатые рыбой и дичью места в 1892 г. из с.Ижмы вместе с женой и тремя детьми. Селение ощутимо выросло в период укрупнения оленеводческих колхозов и ликвидации неперспективных деревень, когда в 1960-ые гг. в Харуту переселили жителей поселка Хоседа-Хард – бывшего районного центра, образованного в 1926 г., деревень Ёгор-Вань, Сявта и др.
История возникновения и упразднения населенных пунктов и стала одним из основных тем опросов населения Харуты. Через воспоминания жителей удалось восстановить устную историю поселка. Интересовались национальным составом поселения, этническим самосознанием, знанием языков. Несмотря на то, что многие предпочитают записываться ненцами, они хорошо владеют ижемским диалектом коми языка. Отрадно, что в средней школе коми язык изучается на факультативной основе в начальных классах по программе, подготовленной Галиной Ивановной Кожевиной. Она же руководит школьным фольклорным коллективом «Пӧлӧзнича» (Василек) и коллективом «Войвыв дзоридз» (Северный цветок), работающим при Доме культуры.
Богатый материал собран по оленеводческому быту, терминологии, орнаментам, одежде и изделиям из оленьих шкур. Встретились с мастерицами, много лет проработавшими в оленеводстве, и разузнали о секретах пошива пим, малицы, парки, тучу и падко. Новые сведения зафиксированы по системе питания оленеводов в суровых климатических условиях: использованию дикоросов, оленьего мяса и рыбы, запретах и предписаниях, связанных с питанием. Особый интерес представляют устные рассказы о почитаемых местах, нечистой силе в лесу и помещениях, сглазе, предвестнике смерти урес. По словам жителей, появление кучи мышей в доме предвещает смерть близкого человека.
Посетили школьный музей, работающий на общественных началах с 1982 г. Ныне им руководит Анна Александровна Дуркина. Музей хранит многие этнографические вещи, использовавшиеся в быту ижемских коми в XIX–XX вв.: предметы рыболовства (поплавки с инициалами рыбаков, игольницы для сетей), оленеводства, охоты (тасма) и домашней утвари. Уроженец деревни Ёгор-Вань Илья Рокин рассказал об использовании собачьих упряжек, подборе, обучении и питании ездовых собак. Специально для участников экспедиции он запряг собак и продемонстрировал езду на упряжках. К сожалению, в век «снегоходной революции» традиция собачьих упряжек уходит из повседневной жизни.
Фольклорно-этнографическая экспедиция организована в рамках проекта «Коми олӧм» («Жизнь коми»), инициированного заведующим коми отделом Этнокультурного центра Ненецкого автономного округа О.М. Коцюбанской и профинансированного по госпрограмме НАО «Развитие культуры и туризма». Ранее группа исследователей работала в деревне Волоковая (в 2014 г.) и поселке Каратайка (в 2015 г.). Материалы экспедиций использованы в ряде статей, а также был издан сборник фольклорных текстов «Фольклор ижемских коми в Ненецком автономном округе» (2014 г.).