Почему не спасли 26 горняков, оставшихся под землёй на шахте «Северная», что привело к трагедии и прекратятся ли аварии. Medialeaks разбирался в катастрофе, которая унесла жизни 36 человек, и задаёт пять вопросов о произошедшем.

Почему произошёл взрыв: природа или пренебрежение

Причины взрыва с самого начала стали главным противоречием в этой трагедии. Власти считают, что его невозможно было предотвратить, поскольку он был вызван природным фактором. Местные жители с первого дня утверждают, что уже почти месяц шахтёры жаловались на загазованность шахты, но руководство, по их словам, игнорировало это.

Как только произошла авария, 25 февраля, в лентах новостей появились сообщения, что на шахте «Северная» в Воркуте произошёл взрыв метана из-за горного удара, то есть обрушения породы. На следующий день компания ОАО «Воркутауголь», которая владеет шахтой, также заявила о природном факторе — резком выбросе метана.

Глава Ростехнадзора Алексей Алёшин 1 марта на встрече с президентом Владимиром Путиным так и доложил — взрыв мог произойти из-за «какой-то аномалии».

«Произошла какая-то аномалия в выработанных породах, когда, скорее всего, навис большой пласт, он не разрушился, хотя должен был разрушиться, а опустился вниз и выдавил оставшийся газ», — сказал он.

Эта встреча была показана по телевидению.

Алёшин заявил, что Ростехнадзор проверял шахту десятки раз, а «за один февраль инспектор трижды побывал на этом участке», и «нарушений по газу и пыли установлено не было».

Эта версия так и осталась официальной: 29 февраля вице-премьер Аркадий Дворкович доложил премьеру Дмитрию Медведеву: предотвратить взрыв было невозможно.

«На данный момент, исходя из анализа данных как Ростехнадзора, так и Следственного комитета, видно, что произошёл скачкообразный выброс метана, постепенного повышения уровня не было, датчики ничего такого не фиксировали», — сказал он.

Хотя буквально за день до этого доклада Медведеву — 28 февраля — вице-премьер выступал перед родственниками погибших, которые, перебивая чиновника, в один голос объясняли, что их мужья ещё давно жаловались на повышенный уровень метана в шахте (расшифровка разговора опубликованаMedialeaks). И Дворкович обещал прислать специалистов и разобраться с датчиками.

«…Одновременно сюда приедут специалисты, которые могут интерпретировать датчики, они проверят всё, что делалось, и всё, что будет делаться. Работают здесь и присутствуют коллеги из правоохранительных органов, из МВД, СК. Они ещё более критично, чем я, подходят к любой информации, которая поступает», — говорил он на той встрече, пытаясь успокоить родственников.

И вот уже днём 29 февраля Дворкович докладывает Медведеву, что датчики не фиксировали никакого постепенного повышения уровня метана.

Medialeaks поговорил с отдельными родственниками погибших шахтёров. И они подтверждают озвученную на собрании версию.

«Муж рассказывал, что на шахте бардак происходил. Он приходил постоянно и жаловался на повышение уровня метана, это началось давно… Все ребята жаловались, все шахтёры жаловались руководству. А они что? А они говорят: будешь писать по собственному, если не скроешь датчик, не закопаешь, не заклеишь, не залепишь. Угрожали увольнением», — сказала Medialeaks супруга оставшегося под завалами шахтёра Романа Тила Виктория.

Про завышенный уровень метана говорит и другая родственница одного из 26 шахтёров, которая попросила не называть её имя.

«Он рассказывал, что датчики кричать начали в начале месяца точно… 23 февраля шахтёров спустили на смену, хотя пёр газ, 24 шахта поехала… Вторая смена… Третья смена остановилась, чтобы проветрить шахту, а 25 числа вторая смена вновь поехала и случился взрыв. А примерно в начале месяца им дали план эвакуации — на шахте они за него расписывались, но домой его никогда не давали. Но, насколько мне известно, план дали только 12 участку, именно там и был взрыв», — рассказывает женщина.

 

Люди, работавшие на шахте, рассказывают, что к требованиям безопасности пренебрежительно относились всегда.

«Все требования безопасности на шахте — это в первую очередь очки и грязная или рваная роба, — говорит Medialeaks бывший шахтёр Аркадий, который проработал на шахте больше 10 лет. — Уровень метана на датчиках? Да если лаве (место, где происходит добыча — прим. Medialeaks) нужно уголь давать, какие датчики могут быть — вы представляете если лава встанет хотя бы на сутки, сколько будет стоить простой».

 

Можно ли было спасти 26 шахтёров, заблокированных под землёй

Этот вопрос практически разделил общество.

После того как стало известно, что спасательная операция будет остановлена и 26 шахтёров так и останутся под завалами, в интернете появилось сразу несколько петиций, требующих возобновить поиски. Одна из них набрала больше 138 тысяч подписей. В петициях вспоминали ситуацию в Чили в 2010 году, когда из-за аварии под завалами остались 33 горняка. Им пришлось провести там 69 дней, правительство потратило $22 миллиона, однако в итоге они были спасены.

Люди в комментариях под петицией возмущались тем, что операция была прекращена спустя три дня после трагедии, и получали поддержку, судя по сотням лайков:

— Прошло слишком мало времени, чтобы быть уверенными в отсутствии выживших, решение о прекращении спасения принято по инициативе коммерческой организации, но у нас всё-таки не людоедское государство, так что операция по спасению должна быть продолжена.

— Нужно сделать всё для спасения людей.

Другая категория людей напротив настаивала на том, что в такой ситуации нельзя подвергать опасности жизни спасателей — пять из них погибли, пытаясь добраться до заваленных шахтёров. И обращала внимание, что в истории с Чили была совсем другая шахта — там добывали медь, а значит не было такой взрывоопасности во время поисковой операции.

 

 

Такое мнение — спасти шахтёров было нельзя — часто можно увидеть от людей, которые называют себя близкими к шахтёрскому делу. Впрочем, сами родственники оставшихся пол землёй 26 горняков тоже мало говорили о том, что их родных «бросили». Их возмущало, в первую очередь, другое — что, по их словам, руководство знало об опасности, но не пыталось её предотвратить. Об этом они говорят на встрече с вице-премьером Аркадием Дворковичем и владельцем «Северстали» Алексеем Мордашовым.

В разговоре с Medialeaks родственники также говорят, что сразу понимали — найти горняков живыми вряд ли удастся.

«Ребята, которые работают в шахте, ещё 25 числа вечером пришли ко мне и сказали, что домой больше некого ждать. Но мы же всё равно… Ну как не надеяться. Надежда была. Зачем официально говорили, что есть надежда достать их живыми? Да чтобы прикрыть себя, как по-другому. Показать, что, мол, мы ищем и так далее. Они знали, что нет надежды, ещё 25 числа. Если знали сами работники шахты, соответственно руководство тоже знало, — говорит Виктория. — Возмутило нас больше всего то, что они вообще их туда пускали. Шахтёры жаловались им, а они их всё равно спускали. Мы хотим добиться, чтобы виновные были наказаны. Мы хотим добиться справедливости».

Другая родственница тоже признаётся, что сразу поняла — живыми шахтёров не достанут.

— Я изначально думала , что никого не достанут. Почему? Им проще затопить тот участок… Иначе они потеряют кучу денег, ведь «Северная» — самая прибыльная шахта в нашем городе, уголь там хороший, — говорит она.

— А зачем тогда все эти поиски? — спрашиваю я.

— Мне кажется, что это показуха.

 

Почему общество не заметило трагедию: случайность или нет

В день аварии на шахте — 25 февраля — эту историю почти не заметили. Агентства передали сухие факты, появилось несколько новостных статей, которые затерялись в общем потоке. Интерес к шахте «Северная» у пользователей интернета появился через несколько дней — 28 февраля — после третьего взрыва, из-за которого спасательная операция была официально прекращена. Тогда стало понятно, что 26 шахтёров оставят под землёй. В прессе появились рассказы шахтёров и родственников оставшихся под землёй о том, что руководство знало — трагедия неизбежна.

Это было воскресенье, день, когда центральные телеканалы подводят итоги недели в больших вечерних выпусках. О шахте говорили, но не очень много — в разы больше эфирного времени заняла Сирия и Турция, а в программе Киселёва сюжет о «Северной» оказался даже не первым. Об этом Medialeaks подробно писал ранее.

И хотя соболезнования в связи с трагедией Владимиру Путину направляли со всего мира — из Франции, Японии, Азербайджана, а семьям погибших — даже из Турции, — публично сам президент так и не выступил с заявлением, его соболезнования передавали в косвенной речи.

«В ходе телефонного разговора, который состоялся сегодня, Владимир Путин выразил слова соболезнования семьям погибших горняков и сообщил, что дал поручение правительству Российской Федерации оказать содействие в организации дополнительной помощи», — говорится в сообщении на сайте республики Коми от 26 февраля.

А в понедельник, когда, казалось бы, внимание к шахтам должно было нарастать, закончилась долгожданная для многих церемония вручения «Оскара», который получил Леонардо Ди Каприо, а потом внимание приковал к себе инцидент с няней из Узбекистана, которая гуляла у метро «Октябрьское поле» с головой ребёнка в руках. В соцсетях обсуждали, почему об этом не рассказали по телевидению, шахтёры оказались вне информационного поля зрения.

Интерес к теме снова появился после публикации стенограммы встречи родственников 26 шахтёров с Дворковичем и Мордашовым. В соцсетях историю стали активно сравнивать с «Курском».

 

 

 

Судя по эфиру «Первого канала», виноватого искать всё-таки пришлось — атмосфера накалялась. В это воскресенье в итоговом выпуске с Ирадой Зейналовой ведущая первым делом говорит: «И теперь важно найти ответ на вопрос: почему под землёй снова произошло страшное, можно ли было этих людей, ежедневно уходящих в подземелье, обезопасить?». В сюжете появляются горняки, которые рассказывают о том, как руководство, угрожая увольнением, скрывало серьёзные нарушения в технике безопасности. Даже демонстрируются те самые фотографии датчиков с превышенным показателем уровня метана, которые появились в сети ещё в феврале. Акцент в сюжете в этот раз сделан на нарушениях, которые необходимо срочно ликвидировать. При этом руководство владельца шахты компании «Воркутауголь» показано как не очень знающее своё дело.

В небольшом сюжете на НТВ также рассказали, что шахтёры не верят в официальную «природную» версию, пересказывая встречу с Дворковичем.

 

Почему горняки не отказывались идти в шахту, зная об опасности

В интернете часто можно наткнуться на вопрос: если горняки знали, что в шахте опасно, зачем шли туда?

Если верить шахтёрам, это действительно замкнутый круг: нарушения есть, работать приходится молча, иначе — увольнение, семья останется голодной. Странно обвинять шахтёров и их родственников в том, что они молчат. Ведь даже в крупных городах, в столице многие не решаются говорить, хотя, например, в Москве и Санкт-Петербурге у людей гораздо больше шансов быть услышанными теми же журналистами.

Из почти двух десятков человек из Воркуты, с которыми пытался связаться корреспондент Medialeaks, больше половины просто проигнорировали, один — прямым текстом послал:

«Толку от вас нет и не будет. Диалог окончен».

Говорить готовы лишь несколько человек. И в основном это те, кому уже нечего терять: родственники уже погибших горняков или же бывшие шахтёры.

«Шахтёры не могут отказаться работать, им семьи надо кормить. Они сейчас подписывают бумаги о неразглашении. Либо уволен. А куда ещё работать идти?» — спрашивает Виктория.

Это родственники пытаются объяснить и Алексею Мордашову во время встречи. Но бизнесмен несколько раз удивляется тому, почему все молчат и боятся говорить о реальной ситуации на шахтах.

Шахтёрское дело — самое прибыльное в городе. Зарплаты у горняков 30—70 тысяч рублей (в зависимости от участка работы и выполнения плана добычи) при средних по городу в 15—30 тысяч рублей.

Смена в самой шахте — шесть часов, рассказывает Виктория:

«Мой муж уходил в 10.30 и приходил вечером в 9 — 9.30. Грубо говоря, его по 12 часов не было. Выходные обычно день через три — три дня работаешь, один день выходной».

Те, кто продолжают работать на шахтах, делают свой выбор, и обычно это — рисковать ради благополучия семьи, молча, чтобы не потерять работу.

 

Что происходит на шахтах России: отстаём от США в семь раз

Смертность на шахтах в России даже по официальным данным в семь раз выше, чем в США, которые входят в топ угледобывающих стран.

По данным Ростехнадзора, в России на угольных шахтах работает больше 152,5 тысяч человек. И каждый год погибают десятки. Показатель смертности, если верить официальной статистике, снижается: в течение нескольких лет с 2011 по 2013 он держался на уровне 0,1 — 0,17. В 2014 году снизился до 0,07.

 

Источник: Ростехнадзор

 

В США, где вообще на всех шахтах (угольных, рудных и нерудных) в 2014 году работало около 360 тысяч человек, показатель смертности в среднем составлял 0,01. На угольных шахтах (обозначены на графике зелёным цветом) в прошлом году погибли 11 человек, в позапрошлом — 16, и это даже меньше, чем на шахтах других видов.

 

Источник: Mine Safety and Health Administration (Управление по безопасности и охране труда при добыче полезных ископаемых при Минтруде США)

 

Цифры показывают, что уровень безопасности на угольных шахтах в России в разы ниже, чем на Западе. Мало кого это удивит. Чтобы аварии на шахтах не повторялись каждые несколько лет, нужно делать выводы из происшествий.

По данным Medialeaks, сейчас Следственный комитет опрашивает шахтёров «Северной», о реальных итогах расследования пока ничего не известно. Однако похожая авария три года назад на шахте «Воркутинская» не закончилась реальными сроками для кого-либо из администрации шахты, на что обращали внимание родственники горняков на собрании. По их словам, руководителей шахты просто переводят с одного объекта на другой, если случается авария.

И снова женщины, оставшиеся без мужей и отцов, требуют наказать виновных:

«Мы добиваемся не смены руководства, мы добиваемся того, чтобы были наказаны те, кто виноват. Смена руководства нам уже не интересна — этих уберут и отведут их на другую шахту, посадят их на такое же место. И вот вам результат».

 

Оригинал