Купил замечательную книгу проповедей Святителя Луки. 

Это фото Святителя Луки из следственного дела. Взял здесь

"Совсем иначе ведут себя большинство людей. Перед лицом сильных предстают они с трепетом, отвечают малодушно, лукавя и стараясь скрыть правду, клевеща на ближних, слагая на них вину, себя выгораживая". 

Вчитываюсь, вчитываюсь и понимаю, что ловлю в этом всем себя. А ради чего. Святитель Лука поясняет чуть дальше: "что бы продлить и упрочить". Мы отстоим от смысла, мы стоим в желании "продлить и упрочить" ради "продлить и упрочить". Нас ведет даже не любопытство, а просто желание "продлить и упрочить". Сама ценность жизни не ради какой-то ценности, а ради "продлить и упрочить". 

Потом Святитель Лука некоторое время говорит про слепоту, имя ввиду прежде всего слепоту духовною, но об этом надо говорить отдельно. Меня цепляет очень важная фраза: "все мятежники слепы и глухи к истине". Можно подумать о простом, о том, что все кто делает революции - глухи и слепы, но тут много глубже. Восстающий поднимается желанием победы, желанием изменений и он знает эти изменения, он их чувствует, он подчиняется изменениями, они поглощают его полностью. И дело даже не в мятеже, а в этом состоянии полной погруженности, полного отвержения и полного принятия и подчинения себя этому перелому. Самое страшное, что разочаровавшись в переломе и поглатившись мятежом, он будет искать, ослепнув и оглохнув, победы и превратиться в охранителя той ожидаемой победы, которая так и не родилась переломом, но будет ее желать уже через охрану мечты победы, что бы в преданности ей сотворить ее, как ему кажется. 

Святитель Лука говорит, что фраза "все мятежники слепы и глухи к истине" - это фраза пророков. Я понимаю, что в мятеже поглащенность настолько большая, что человек себя отдает полностью мятежу без остатка, он откидывает последние сомнения и вот тут-то рождается темнота и молчание. Он не видит и не слышит, потому что внутри нет сомнения, которые бы помогли выйти из темноты и молчания. Сомнение отвергнуто поглашенностью. 

Но сомнение рождает мятеж, могут крикнуть мне. Это не так. Сомнение не рождает мятежа, сомнение рождает культуру сомнения, а культуру мятежа рождает только мятеж, как таковой. Сомнение - это когда я не отворачиваюсь и продолжаю созерцать в некотором переживании, я благоговею перед стоящим над всем, так и найденном в объекте сомнения. Мятеж же рождается в благоговении перед решительным отказом от объекта сомнения и утверждением новой парадигмы, в которой запрещено сомневаться, в которой сомнение просто опасно и если оно возникнет, то мятеж исчезнет. Отказ от сомнения - это суть мятежа. А в основе прозрения и обретения слуха лежит сомнение, потому сомнение, прежде всего обрушивается на ослепляющее.

Есть только один мятеж, который может не ослепить и может не сделать человека глухим. Это мятеж против себя самого. Но и тут я не прав, потому что это не совсем так. Если я восстаю против себя и в этом мятеже обретаю решение, то могу тут же ослепнуть и оглохнуть. Мятеж против себя самого должен оставлять место для доли глубокого сомнения в обретении себя. Прозрение рождает только вечный мятеж против себя самого, как вечное сомнение. 

И дальше Святитель Лука трактует слова Исаии, которые из его уст звучат так: "Господь поведет слепых духовно той дорогой, о которой они никогда не помышляли". Это очень важно. Только сомнение способно отвратить нас от того, что мы помышляем, как путь выхода из не правды. Потому что какие бы мы пути не рождали, они будут вне пути, которым нас поведет Истина. Исайя уверено говорит важную вещь не об отсутствии дороги спасения, а о том, что дорога возникнет только в области вечного сомнения. 

Святитель Лука завершает проповедь словами "признать свою слепоту". Нет, не остановиться, в той страшной нигилистической уверенности что все ложь, что все не правда, а мир не в нашей власти и вне нашего сознания. Нет это не так. Тут другое, тут вопрос ставиться глубже. Чем острее наш взгляд, тем больше сомнения в истинности того, что мы видим и только это условие возникновения благоговения перед Сущим. И фраза "нет истины" - это не фраза обреченности, а фраза впадение в состояние постоянное поиска истины В поле вечного сомнения спадает темнота с глаз и молчание с ушей.

Оригинал