Аннексия Крыма привела Россию к изоляции, стала спусковым крючком войны на Донбассе и подтолкнула к операции в Сирии. Аннексия Крыма – пожалуй главная ошибка Путина в политической карьере. Она привела к новой холодной войне, как выразился публицист Майкл Бом, холодной войне лайт. Ошибка, которая аукнется в будущем еще более тяжкими последствиями, чем те, которые существуют.
Прежде всего касается санкций. Они сказываются и будут сказываться и дальше, ухудшая экономику России, осложняя внутреннюю жизнь, превращают Россию в изгоя. Есть истина: санкции не могут быть введены против Великой державы. Если против Великой державы введены санкции, значит эта страна перестала быть Великой и перестала быть державой. Даже против СССР за Афганистан не применялись столь жесткие меры. Хотя вторжение обернулось изоляцией.
Вывод, санкции понизили международный статус России. Последующие действия путинского режима были вызваны этим обстоятельством, усилиями по возвращению прежнего статуса. Отсюда все последующие войны.
Санкций отменить невозможно, пока Крым не будет возвращен тому, кому принадлежит по нормам международного права, Украине. Даже чиновники российского МИД-а не питают иллюзий начет отмены. Признать Крым российским мировое сообщество никогда не станет. Когда даже «союзники»-сателлиты отказываются. Понимая что в случае признания аннексии сами могут стать жертвой прецедента и лишиться своей территории по крымскому сценарию. Если бы не было санкций, Путин может быть давно был бы в Киеве, если не дальше с вытекающими отсюда последствиями, с войной и руинами.
В таких вопросах международное право должно быть выше национального законодательства. Передел мира всегда приводил к вспышкам войн. Путин пошел на развязывание войн в Донбассе и Сирии с тем, чтобы добиться военных успехов, чтобы их потом обменять на политические дивиденды, выторговать уступки по Крыму.
По минским соглашениям, с России могут быть сняты санкции за выполнение условий соглашения, главное из которых передача Украине контроля за внешней границей. Но даже если и Донбасс был бы возвращен Украине, санкции не могут быть сняты, т.к. они введены были введены за Крым. Снять можно только после возвращения территорий. Других вариантов нет.
Путин любит при каждом удобном случае хвастаться Крымом. В этом проявляются его комплексы, до такой степени, что придумали награждать победителей различных конкурсов и соревнований... поездкой в Крым. Тогда может лучше поездкой в Сирию, там больше солнца. Путин всякий раз строит миф, дескать я спас жителей Крыма чуть ли не от геноцида. Это явная неправда. Войны там не было не благодаря Путину, а это заслуга украинских властей, отказавшихся применить оружие. Украинским военным был дан приказ не открывать огонь на поражение, не поддаваться на провокации. А их намеренно провоцировали, унижали, оскорбляли, избивали, но приказ был выполнен.
Украинские гарнизоны в Крыму вынуждены были капитулировать. За это многие обвиняют новую киевскую власть, доказывая, что если бы Украина воевала в Крыму, то войны на Донбассе вероятно уже не было бы, насытились бы кровью на полуострове, где кстати население меньше, а значит и погибнуть могло меньше. Но это только предположение.
Мое мнение, Украина действовала правильно, она приложила все усилия для того, чтобы не допустить военного сценария и без боя отдала Крым через унижения и страдания. Украина показала миролюбие, надеясь, что и российская власть будет отвечать тем же и прекратит провокации и агрессию. Но не дождалась. Легкий и стремительный, если не сказать молниеносный захват Крыма лишь подстегнул экспансионистские аппетиты Кремля, которому показалось, что так же легко пойдет и дальше. У Путина произошло головокружение от успеха. Украина проиграла в военном плане, но выиграла политически, в будущем это даст плоды. Прихватив Крым Путин не мог удержаться и попер дальше. Следующим в этой цепочке слабым звеном стал Донбасс. Но Украина уже не могла там вести себя так, как в Крыму, и оказала сопротивление. Агрессия путинской империи захлебнулась.
Украина переиграла Россию политически. А это важнее, чем чисто военная победа. Кто-то из политиков сказал, Путин – блестящий тактик, но плохой стратег. Согласен с этой оценкой. Все локальные победы путинской России всегда оборачивались глобальными провалами и появлением новых врагов. Крым уже дает отрицательные результаты, не говоря уже о Донбассе или Сирии. По опросу, показанному не где-то, а российскому ТВ, растет число тех, кто отрицательно оценивает присоединение полуострова. Ухудшается положение самих крымчан. Все негативное, что творится, ложится виной на российскую власть. Все громче те, кто хотел бы вернуться обратно к Украине, т.к. Украина – это мост в Европу. А путинская Россия перешла в разряд «осажденной крепости», где Крым стал частью «крепости», а жители превратились в заложников, если не сказать в пушечное мясо. Не уверен, что присоединение принесет кому-то счастье. Никому, кроме верхушки правящего класса.
Политика чем-то напоминает игру в шахматы, там и тут приходится чем-то жертвовать. Иногда возникают ситуации, когда временная утрата территории дает стратегический выигрыш. Кутузов отдал Москву Наполеону ради победы. Ленин заключил «пахабный» брестский мир, а через 27 лет был взят Берлин. Сдача Крыма Украиной когда-нибудь обернется своей обратной стороной. Рано или поздно Крым вернется к Украине. Может быть в несколько ином статусе, но неизбежно. Во-первых, мировое сообщество никогда не признает аннексию, во-вторых, Россия неспособно обустроить не только новые земли, но и привести хотя бы в минимальный порядок свои. Если в Воркуте гибнут люди, а путинский режим говорит о спасении людей, живущих где-то далеко, а своих не то что не спасает, даже погибших не может по-человечески хоронить, их оставили погребенными в шахтах. Это вопиющий факт.
Вовсю трубят, что у нас лучшие технологии, лучшие ракеты, лучшие беспилотники, а нет оборудований для гражданских целей.
Там, где путинская Россия кого-то «спасает», там война. Бросились «спасать» Донбасс, получили войну. Бросились «спасать» сирийцев, война не стихла, а она усилилась, насилие возросло во много крат, при реальном отсутствии побед. Там где Путин – там ВОЙНА! Если он еще решит где-то кому-то помочь, гарантирована кровь. Если бы Россия полезла в Ливию, она бы сейчас была Сирией. Не хочется предрекать плохое, но нет уверенности, что у «спасенного» Крыма все худшее позади.
Крым укрепил власть Путина лишь временно. Это событие продлевает существование авторитарного режима, оттягивает во времени его крах. Но последствия не могут быть позитивными. Новая холодная война с гонкой вооружений высосет соки страны, истощит ресурсы. Какой мощной державой был СССР, обладал гигантским потенциалом ядерного оружия и распался в одночасье. Путин повторяет стиль, запугивая мир новыми ракетами, новыми видами вооружений. Стремясь на шантаже удерживать захваченное незаконно.
На деле Путин возможно слабый правитель. Под давлением международного сообщества он остановился на Донбассе и в Сирии. А захват Крыма напоминает обыкновенную кражу, т.е. взял то что плохо лежало, тогда когда на Украине было безвластие.
Есть истина, империям эпохи упадка противопоказаны территориальные приращения и внешние экспансии. Они не усиливают, а ослабляют государства. Прихватив Крым, пытаясь прихватить до кучи Донбасс, еще и Сирию, стремясь удержать захваченные территории, Россия может потерять больше. Причем гораздо больше. Это все равно что глотать еду, много еды, которую организм не в силах переварить и усвоить.
Расширяя жизненное пространство мы расширяем не что-то хорошее, мы расширяем насилие и дестабилизацию. И войны. Никого Россия уже не осчастливит.
Холодную войну, которая после Крыма стала действительно реальной, выиграть невозможно. Можно сколько угодно вести гонку вооружений, делать ракеты, ядерное оружие, производить хваленые танки и установки залпового огня. Но не это главное. Выиграет не тот, у кого мощнее бомбы, а тот, у кого эффективнее политическая система, привлекательнее для народов. У СССР тоже было мощное ядерное оружие, современные ракеты, было даже советское военное превосходство, но чем закончилось Холодную войну выиграет тот, у кого лучше социальная и политическая модель, где больше прав и свобод в сочетании стабильности.
Нет сомнения, что решение о присоединении Крыма к РФ было принято единолично Путиным. Которым двигали личные комплексы и иррациональные чувства мести Украине за евромайдан. Хотя наиболее разумным выходом было бы получив Крым, формально сохранить ее в украинском правовом поле, что не привело бы к санкциям и конфронтации со всем миром. Но амбиции взяли верх над здравым смыслом. Теперь мягкий вариант развития дальнейших событий невозможен, остается только жесткий путь холодной войны, финалом которой может быть не только потеря Крыма, но и распад самой Российской Федерации.
Потери во много раз больше приобретений!
Великая держава не может находиться в изоляции, иначе она перестает быть таковой. Если ни одна страна в мире не признает территорию, которую считает своей. Поэтому путинская Россия не является Великой державой. Путинская Россия – это слабое государство, только с великим количеством оружия. Только благодаря этому оружию держится на плаву, удерживает определенные рубежи, запугивает и шантажирует мир. Во многом напоминает Советский Союз.
Но положение СССР было лучше. СССР был тоталитарным, но действительно Великой державой, государством-победителем гитлеровского фашизма, одним из центров двухполярного мира. Советский Союз не находился в изоляции как минимум в «зрелый» период своего существования. Об изоляции можно говорить только с 1980-м года после вторжения в Афганистан.
Крым – бомба замедленного действия под Россией. Если можно провести референдум о присоединении к Российской Федерации, то можно и провести референдум об отсоединении от нее. Стоит только чуть ослабнуть Центру.
Аннексия Крыма – поражение России, фактическое его признание. Отхватили Крым, но потеряли Украину, т.е. потеряли гораздо больше. Вернуть доверие украинцев можно только есть вернуть захваченные территории.
Что нужно было сделать российской власти после победы евромайдана? Надо было признать новые украинские реалии, новое украинское правительство, наладить с ним отношения. Вместо этого начали авантюрную войну. Путиным двигал страх, если на Украине можно заменить власть, то и в России тоже можно. Это боязнь потерять кресло и перспектива понести ответственность за все то, что он натворил за 17 лет правления.