Пару лет назад мы зашли в Северный Морской музей Архангельска и предложили сделать выставку, посвящённую Николаю Николаевичу Розову, которого многие в городе помнят и уважают. Благо, в семье хранится много документов, дневники, личные вещи... Тем более, что судьба Николая Николаевича была интересной, а в 2016 году ему исполнилось бы 100 лет... Поговорили и разошлись. Но память у музейщиков оказалась цепкая, и начале зимы нам позвонили из музея, попросили дать личные вещи для организации экспозиции. Выставка открылась где-то месяц назад, а на днях мы привели на выставку класс, где учится правнук Николая Николаевича - Макс Розов...
Многие фотографии опубликованы впервые.
Качеством экскурсии (с профессиональной точки зрения) я вполне удовлетворён - хорошее знание материала, поставленная речь, подача адаптирована под нужный возраст. Музейщики - молодцы. Для выставки выбраны "парадные" фотографии Николая Николаевича в 20, 40 и 60 лет.
Мне он больше нравится таким.
Родился он в Угличе, в 1916 году. Выучился на судового механика, успел походить на многих пароходах, и стал участником... дрейфа "Седова", работал на "Садко" третьим механиком, потом на "Седове". Напомню: их протащило льдами из моря Лаптевых, от Новосибирских островов до Гренландии за два года и почти три месяца.
Николай Николаевич, как и все полярники, был, что называлось, "специалистом широко профиля: вот он ныряет осматривать погнутый винт"Седова"…
"С 20 марта по 30 августа Розов занимал должность старшего механика "Седова".
Пароход "Георгий Седов" в дрейфе.
Николай Николаевич у борта "Седова".
"Седов" и "Садко". Обратите внимание: люди ходят с винтовками.
потому что - белые медведи.
В августе, стальным лопнувшим тросом ему оторвало два пальца, и его эвакуировали на Большую землю. Оставшиеся участники дрейфа по его окончанию получили звания Героев Советского Союза, но и тех, кто был снят раньше, государство не забыло: Николай был награждён грамотой Верховного Совета СССР, ему подарили от государства ставшую знаменитой позже "Эмку" (М-1), а денежного вознаграждения (не знаю, сколько ему выдали, но Героям выдавали по 25 тысяч) хватило, чтобы молодой человек смог купить себе мотоцикл Харлей-Дэвидсон.
После дрейфа Николай Николаевич поступил в Ленинградскую морскую академию, где учился до 1941 года. В 1941 году он сдал "Эмку" и Харлей в фонд победы, и пошёл работать на завод.
В 1942 при бомбёжке был сильно контужен, и по Дороге жизни эвакуирован в Архангельск, в госпиталь. В госпитале его нашёл Папанин (знакомец по дрейфу) и предложил заняться контролем ремонта судов. Так Николай Николаевич Розов остался жить в Архангельске. После войны был командирован в Финляндию, где занимался приёмкой судов, строившихся в рамках репарации. А закончил свою трудовую карьеру начальником Северо-западного отделения Главснаба СССР.
Но самым, на мой взгляд, интересным событием в его карьере была подготовка и участие в первой Советской Антарктической экспедиции (САЭ-1) - он отвечал за разработку, доставку, сборку и запуск первой в мире высокоширотной электростанции для первой в мире Антарктической станции - "Мирного". На фото - торжественный подъём флага над "Мирным". На выставке - предметы быта полярников. Например, самодельная гитара.
Стул, сделанный из позвонка кита.
Пингвины, фотографий которых очень много у нас дома....)
Очень странно смотреть в музее на вещи, которыми ты пользуешься дома....)
И я даже не представляю, что чувствует правнук, посещая выставку, посвящённую прадедушке…