Проект 
Москва, Общественная Палата России, 
29 февраля 2016 года  

Рекомендации Круглого стола 
«Проблемы соблюдения прав женщин 
в уголовно- исполнительной системе».  

Нахождение человека в учреждении уголовно-исполнительной системы позволяет реализовать его права только в той мере, в которой это не противоречит требованиям судебно-следственной изоляции  или достижения целей наказания.   

Однако в отношении женщин,  находящихся в местах принудительного содержания, существует ряд специфических проблем, связанных с реализацией их прав и законных интересов. Эти проблемы проистекают, как с физиологическими особенностями женского организма, психологическими особенностями женского восприятия, так и с социальной ролью женщины, как матери, жены, дочери, сестры или подруги.         

Статистические данные свидетельствуют о сокращении уровня женской преступности по состоянию на 2015 год  по сравнению с девятнадцатым и началом двадцатого века. Изменился и состав преступлений, совершаемых женщинами. Если сто лет назад количество преступлений, приходившихся на долю женщин, составляло двадцать процентов от общей массы преступлений, при этом половина из них относились к тяжким, то в настоящее время женские преступления составляют около пятнадцати процентов от общей массы, и доля убийств из их числа составляет пятнадцать-двадцать процентов.

Одним из факторов, провоцирующим женскую преступность, является насилие в семьях и в жилом секторе. Одно из самых распространенных видов преступления на территории нашей страны – насильственные действия по отношению к женщинам в результате конфликта на семейно-бытовой почве.  Нельзя не обратить внимание на то,  что ежегодно в России гибнет около четырнадцати тысяч женщин от рук собственных мужей, а две тысячи женщин заканчивают жизнь самоубийством. Семейное насилие существует во всех слоях нашего общества, ошибочно предполагать, что оно порождается тяжелыми экономическими условиями или прогрессирующим алкоголизмом.

Мы отмечаем, что российская криминальная наука недостаточно исследует гендерную составляющую преступности. Уголовный кодекс РФ не использует термин «насилие в семье» в качестве самостоятельного состава преступления. Насилие по отношению к женщинам провоцирует, в свою очередь, женскую преступность.

На восемьдесят девять регионов России приходилось всего лишь сорок колоний для женщин и всего лишь 3  воспитательные колонии для девочек осужденных. Таким образом, на два региона приходилось всего лишь одна женская колония,  зачастую осужденная попадает в наиболее отдаленное от места их жительства учреждение. В настоящее время количество колоний для девочек сократилось до двух.  
Стандарты содержания в женских исправительных учреждениях соответствуют общему стандарту содержания, и не содержат различий, основанных на физиологической, возрастных, психологических и других особенностей заключенных-женщин. Например, в женских колониях даже не предусмотрена выдача гигиенических прокладок молодым женщинам.

Чаще всего условия санитарии и гигиены в местах заключения находятся в очень плачевном состоянии: помыться в бане и постирать личные вещи можно только один раз в неделю, а стирка постельного белья в прачечной  возможна один раз в две недели.

По оценкам специалистов, до половины заключенных женщин не получают передач от близких. Т.н. «общаки» в женских колониях и тюрьмах не распространены. 

Профессиональная деформация  и психологические перегрузки являются основными угрозами для служащих в колониях, в основной массе своей это женский коллектив. Условия пребывания в изоляции и трудновоспитуемые, криминальные подопечные  – особо тяжелые условия профессиональной деятельности, которые требуют квалифицированной психологической поддержки, удобного сменного графика работы, соответствующего материального вознаграждения.

На основании  участники круглого стола рекомендуют:

1)             При  проектировании и реконструкции СИЗО для женщин ориентироваться  на камеры на 4-8 человек с душевой кабиной и помещением для приема пищи. 
2)             Не допускать применения наручников к женщинам-роженицам, вывозимым в медицинские учреждения. 
3)             По рекомендации психолога ИК  разрешить  матерям,  вместе с которыми  находятся х дети в возрасте до 3 -х  лет, проживать вместе со своими детьми. 
4)             По рекомендации  и с согласия прокурора  разрешить нахождение вместе с матерью ребенка, которому на момент  освобождения (условно-досрочного освобождения матери, замене ей наказания более мягких)  исполнится не более 3 лет. 
5)             Ввести в профессиональную подготовку сотрудников УИС, работающих с женщинами, специального курса «Особенности работы с женщинами в пенитенциарными учреждениями».     
6)             Проводить ежегодную конференцию по обмену опытом сотрудников  учреждений, где содержатся либо отбывают наказание женщины. 
7)             В случае, если  место отбытия наказания женщинами находится более, чем в 300 км от субъекта, где проживали осужденные, при наличии не менее 10 осужденных, создавать изолированный  участок для отбытия наказания осужденными женщинами – выходцами из данного региона.

Исп. Сухарева, Бабушкин

Оригинал