Когда-то классик социологии Эмиль Дюркгейм подметил, что ритуалы (почти = праздник) - это средство формирования социальной солидарности. Иначе говоря, через совместное празднование формируется общее "Мы", отделяющее от "Них", которым наши праздники чужды. Мы пьем в этот день, а они в другой. Единство общества проявляется в общенародных застольях и гуляниях.
Наблюдение праздничной жизни в современной России наводит многих на вывод, что общие праздники куда-то исчезают. Тотального единства не было никогда, но видимая его иллюзия наблюдалась. Сейчас же исчезает и она. Одни празднуют одно, другие другое. И уже опасаешься кого-то с чем-то поздравлять, ибо не уверен, что он (она) это считает праздником.
Наблюдается очевидная сегментация праздничной жизни, отражающая социокультурную сегментацию общества, сегментацию, все чаще принимающую форму принципиального раскола.
Вот наблюдения журналистки М. Башмаковой, натолкнувшие на этот диагноз.

Приложение


Maria Bashmakova
Yesterday at 12:32pm · 
О ПРАЗДНИКАХ И ТРАДИЦИЯХ
"Накануне праздника думается о праздниках. В нашей стране все смешалось: светские, религиозные разных конфессий, государственные. Ну и, естественно, личные для каждого гражданина – сюда же. Я не считала, но получается много. Новый год сменяется православным Рождеством и Крещением, потом - старый Новый год (обмыть конец каникул), а там – восточный Новый год. Выдохнули - и отметили День святого Валентина (ругань оного тожества тоже можно считать альтернативным отмечанием). Да, тинейджеры накупят мишек с сердечками, а кто-то истово нравственный будет ратовать за возврат к корням и припадание к истокам, короче, отмечание Дня семьи и верности вместо Дня всех влюбленных. Но не прижился День Петра и Февронии, да и как можно насильно заставить полюбить праздник? Ладно, сердечки облетели. Все устало вздохнули и побежали затариваться милыми пустяками к 23 Февраля и 8 Марта.
«Гендерным» праздникам сегодня не везет - они раздражают, и это понятно. День защитника Отечества милитаризировался и вызывает болезненные ассоциации у людей, уставших от войны и крови. И нежелание поздравлять бойца перемежается с неприятием к тем, кто от службы в армии просто откосил. А когда-то в 1990-е, в пору моего детства, это был «день пап и будущих защитников» (не от врага, а вообще защитников). Девочки дарили мальчикам какую-то инкубаторную мелочь и ждали ответного жеста.
А ответный жест не за горами - в марте. И предчувствую, как много словопрений он снова вызовет. Дамы поделятся на лагеря. Одни по привычке будут ждать мимоз, открыток и улыбок от мужчин, мудро не политизируя этот праздник. Другие встанут в позу и скажут: «Я не отмечаю это суфражистский день! Приберегите ваши подарки (мужчины, а мужчины, вы же подарки-то купили, а?!) ко Дню Жен-мироносиц!» Третьи - одинокие – будут делать то же, что и 14 Февраля, - грустить и писать статусы в соцсетях: «8 Марта – грустный праздник!» Ну, опять все не слава Богу! Кто-то отмечает, кто-то злится, кто-то – недоволен.
Нет, я не буду препарировать весь праздничный календарь, а сразу перейду к личному. По моим наблюдениям, многие 30-летние не отмечают свой день рождения или пытаются от него отделаться «по-быстрому». Нет ни сил, ни радости ежегодно радоваться, а повод для счастья может быть только у тех, кто в принципе чувствует себя счастливым.
То есть при изобилии праздников россияне не особо-то счастливы. Праздник – это лишь повод для ОБЩЕГО веселья, а сегодня этого общего нет и быть не может. При всей моде на толерантность получается вот что: одни постят открытки к Рождеству и Пасхе, другие с досадой просят: «Пожалуйста, не поздравляйте меня с тем-то и тем-то, я НЕ ОТМЕЧАЮ!» То есть все разбрелись по своим группочкам и радуются своим праздничкам. 
Я родилась в 1980-е и помню, как в детстве мама красила яйца к Пасхе (зачем, почему – не суть, но это было общей приятной традицией. Люди не были верующими, но обменивались яйцами («христосовались» тут не скажешь) с удовольствием. А в мае взрослые надували шарики, делали цветы из розовой бумаги, и все шли на демонстрацию. Всем (подчеркиваю – всем!) было весело, те майские праздники воспринимались поводом встретиться, пообщаться, а агитречуги вызывали усмешку, но не едкое раздражение… 
А сейчас… Сейчас каждый отстаивает свои политические и религиозные взгляды, а другой 100 раз подумает, прежде чем поздравит его или ее с чем-нибудь. А то как бы чего не вышло. Так и живем: праздников много, радости мало".

Оригинал