Вчера попытались провести круглый стол по фильму "Не должно вам быть".


Показ фильма "Не должно вам быть" на выставке в Москве. Фото взял здесь.

Фильм пришлось показывать дважды. Со временем напутали. Фильм довольно простой рассказывает о том, как советская власть разграбила церкви, а тех кто сопротивлялся разграблению репрессировали. В фильме указно, что было около полутора тысяч выступлений против разграбления властями церквей было и было расстреляно и осуждено за это много священников и простых мирян. Типичный фильм рассказывающий об историческом ужасе.

После фильма был всем участникам задан вопрос, так в чем дело, доколе мы будем такое творить. Высказались в два захода 9 человек. Из всего сказанного можно сделать вывод, что что бы такое не повторилось надо не допустить: 1. нетоллерантности, 2. не свободы вероисповедания, 3. отказа людей от христианства как любви друг к другу, 4. отказа от традиций предков, 5. формального подхода к вере, 6. впадения в потребительство, 7. отказа от веры как таковой.

У меня сложилось впечатление, что люди говорили об одном и том же, но не хотели слышать друг друга. Одних пугало слово "либерализм" и "демократия", других пугали слова "традиция" и "вера". При этом все сходились в том, что нельзя строить мир на ненависти к друг другу, но тут же занимали какую-то агрессивную позу: свобода - вседозволенность, вера - мракобесие.

У меня все время ощущение, что мы хотим слышать от других лишь то, что хотим слышать, внутренние убеждения других, априори нас интересуют лишь в той области, которая ближе к нам или помогают принять нас более менее хорошими, возгордиться собственной праведностью. Почему нас тянет к нашим оппонентам, только потому что на их фоне мы ощущаем собственную кчемность, сопротивление других нас интересует только для выращивания собственной гордыни, собственной значимости.

«Почему они не восставали» спросил один из зрителей фильма во время просмотра и Григорий Спичак ответил: «Потому что это не в сути христиан». Почему восстание на другого не в сути христиан, а мы каждый день восстаем на то, что нам не нравиться и этим укрепляемся, при этом выбираем для восстания не того, кто сильнее, а того, кто слабее нас, кто заведома проиграет и даст нам опять ощутить силу собственной веры. Наша вера не в поиске братства для соискания духовной силы через помощь, а в поиске слабого для попрания. Мы ненавидим не дьявола, мы ненавидим слабых и больных людей подверженных дьяволу. И это катастрофа. Мы разжигаем собственную страсть обличая больных людей потерявших Бога и поддавшихся дьяволу. Мы презираем их и не собираемся протягивать им руку, что бы помочь им, не пытаемся искать в слабых братьев своих, что бы через братское спасти их. Мы не хотим протянуть руку помощи грешнику, не хотим, мы хотим его попрать, подняться на этом попирании, и оказываемся попираемы сами.

В самом конце фильма идет рассказ о Александро-Невском братстве, которое возникло в 1919 году и смогло оказаться гнездом рождения нового духовного сословия в замены потерянного в годы террора, но стало это возможно именно потому, что вопреки насилию и грабежам обрушимся на церковь, люди стали искать пути братской помощи и братского единения и оказались притягательны даже для неверующих. То что ценилось в годы перво-христианства и что создало христианство как человеческое движение, вдруг оказалось спасительным кругом для русского православия в 20 веке.

И сегодня, разглядывая эти фильмы, которые должны были бы рождать ненависть к поправшим христианство, мы рождаем лишь только одно братское чувство к тем, кто болен и ошибся, к тем, кто в силу обстоятельство оказался повержен лукавым. Парадоксально, но слово любовь и толерантность оказались самыми важными прозвучавшими на этом показе. Любить хорошего может каждый, надо взрастить в себе любовь к гадкому и неприятному. Быть толерантным к толерантному может каждый, быть толерантным к непримиримому, в этом и есть настоящая толерантность, настоящее христианство.

Организаторы показа фильма хотели бы привести выставку "Не должо вам быть" в Сыктывкар.

Отдельное спасибо за участие в круглом столе: Григорию Спитчаку, Михаилу Рогачеву, Игорю Бабракову, Леониду Зильбергу, Марине Кузьбожевой, Олегу Кублицкому, Мнацакану Некогосян, Отецу Михаилу, Елене Шербина, а так же всем остальным участникам из Преображенского братства. Хотелось бы поблагодарить так же тех ребят из Общественной палаты, которые все это организовали и не смотря на выходной пришли и вытерпили нас.

Оригинал