ЗАЯВЛЕНИЕ

Ассоциации независимых наблюдателей
по ситуации с медицинским обеспечением в пенитенциарной системе России

Ассоциация независимых наблюдателей выражает обеспокоенность тревожной ситуацией, сложившейся с медицинским обеспечением в пенитенциарной системе. Члены ОНК  очень часто отмечают нарушения санитарно-гигиенических норм и бытовых условий в учреждениях ФСИН, несвоевременное медицинское обследование и ненадлежащее лечение, в том числе недостаточное обеспечение лекарственными препаратами. Несмотря на то, что  пенитенциарная система продолжает оснащаться медицинским оборудованием,  зачастую  это оборудование используется неэффективно. Членов Ассоциации беспокоит недостаточность внешнего контроля за качеством медицинской помощи в учреждениях ФСИН. Для примера: по всему Алтайскому краю за 2014 год проведено  всего  5 проверок территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор), при этом только три из них с выездом на место. Надо отметить, что учреждения ФСИН ежемесячно производят обязательные отчисления на всех работающих заключенных (5,1 процента) в  Фонд обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС), но в отличие от гражданских медицинских учреждений они не получают финансирование из ФОМСа за пролеченных в тюремной медицине больных заключенных. В связи с этим Фонд обязательного медицинского страхования не контролирует качество медицинских услуг в пенитенциарной системе. 

Кроме того, члены Ассоциации отмечают, что значительные ухудшения состояния  больных заключенных наблюдаются при наказаниях – при переводе их в помещения камерного типа на длительные сроки(до 1 года), в тюрьмы до 3 лет, в ШИЗО на 15 суток неоднократно и с небольшими перерывами. При таком содержании обостряются хронические заболевания и приобретаются новые, которые требуют лечения. 
Нас беспокоит уровень заболеваемости ВИЧ-инфекцией  с ростом смертности от данной патологии, в том числе в сочетании с туберкулезом. Это усугляется тем, что в местах принудительного содержания отмечаются перебои с поставками медикаментов для лечения таких больных, неэффективностью лекарственых средств, отсутствием одного или нескольких препаратов по схеме при том условии, что всегда должно быть не менее трех. 

Членов ОНК также беспокоит нарушение права  заключенных на освобождение из-под стражи по состоянию здоровья, а осужденных на досрочное освобождение от дальнейшего отбывания наказания по тяжелому заболеванию. В 2012 году специальные медицинские комиссии ФСИН направили 2 682 преставления в суд на освобождение от отбывания наказаний всвязи с болезнью, из них были освобождены судом 49,2 процента. А в 2014 году  подано 2 649 представлений, а было  освобождено только 35 процентов. А, например, в Новосибирской области в 2014 году было направлено 93 преставления  в суд, а освобождено только 3 человека.  Аналогичная ситуация и в ряде других регионов.
Это обясняется рядом причин. В частности, администрации исправительных учреждений затягивают направление больных заключенных на медицинскую комиссию. В свою очередь  медицинские комиссии зачастую занижают тяжесть заболевания, задерживают принятие решений по предоставлению документов в суд. По этой причине даже те заключенные, по которым уже принято решение об освобождении, умирают, не дождавшись суда. Например, из 27 освобожденных больных в 2014 году в Алтайском крае так и умерли до суда. К сожалению, суды руководствуются в своих решениях не тяжестью заболевания, а иными критериями.  Пленум Верховного Суда РФ обеспокился такой ситуацией и принял Постановление  от 17 ноября 2015 года №51,  в котором разъяснил, что приоритетом при принятии решений  должно являться заключение специальной медицинской комиссии с учетом Перечней заболеваний, утвержденных постановлениями Правительства РФ. 

В сложной  ситуации оказались заключенные, больные открытыми формами туберкулеза, тяжелыми онкологическими заболеваниями, СПИД в  терминальной стадии   и иными смертельными недугами. Сотрудники пенитенциарных учреждений не используют возможность таким заключенным освободиться по амнистии, если есть ВИЧ или туберкулез в открытой форме. И сотрудники учреждений и суды объясняют свою позицию тем, что некоторым из больных заключенных просто некуда идти, утрачены социальные связи. Но даже если есть куда идти, часто родственники отказываются принимать их или бывают в большом затруднении - открытые формы туберкулеза опасны для членов семьи и окружающих. Эта проблема не решена в целом по стране. Практика других стран свидетельствует, что внутри тюремной системы возможно создание хосписов, геронтологических отделений и палат как их порой называют “последних дней жизни”.  На наш взнляд, данный опыт можно применить в пенитенциарной системе нашей страны. Это уменьшит  социальную напряженность и будет способствовать снижению  распространенности заболеваний в обществе.

Своим обращением Ассоциация независимых общественных наблюдателей надеется привлечь внимание государственных структур и общественности к решению этой трудной, но насущной проблемы. 

Принято  Общим собранием членов Ассоциации 19 февраля 2016 года. 

Сопредседатели:
АЛЕКСЕЕВА Л. М.
БАБУШКИН А. В.
БОРЩЕВ В. В.
ГОНЧАРЕНКО А. И.
ПОНОМАРЕВ Л. А.

Оригинал