За эту зиму мы стали свидетелями нескольких страшных ЧП с гибелью людей в лифтах. После чего последовала массовая проверка состояния лифтов.
Те, которые были признаны аварийными, стали отключать, как например, в Новгороде и Севастополе. Вроде отключили, сняли с себя ответственность. А дальше что?
Сегодня по статистике Национального лифтового союза, каждый третий лифт в России аварийный и угрожает жизни пассажиров. Все их не отключишь.
И что даст такое отключение лифта в многоэтажном доме, если лифт не заменить? Рано или поздно его придется включить.
Посмотрел расценки, стоимость кабины пассажирского лифта стартует в среднем от 600 тысяч, плюс тысяч 300 – установка и монтажные работы. Итого почти миллион рублей на замену одного лифта. В масштабах страны таких средств, конечно, нет. И если раньше, как рассказывают мне на дворовых встречах кировчане, еще можно было «скинуться» всем домом, подкопить и самостоятельно заменить лифт, и не ждать, когда это сделает государство, то теперь, после введения платы за капремонт, денег на это уже просто не собрать. На собственные потребности копить не получается, не говоря уже об общедомовых нуждах.
Наш город активно застраивался в 60-70-е годы, в 70-е шло активное строительство «панелек», а предельный срок эксплуатации лифтов – 25-30 лет. Получается, что свой ресурс в большинстве своем они выработали еще в начале 2000-х, а на дворе 2016-й!
Приведу два примера. На прошлой и этой неделе встречался с жителями двух домов по улице Кольцова - №13 и №20, так вот люди просто боятся пользоваться лифтами. Первый дом построен в начале 80-х, второй – в начале 90-х годов, а по региональной программе капитального ремонта, замена лифтов в них запланирована в 2028 и 2035 годах соответственно (а при сегодняшней 70%-ной собираемости взносов и того позже). То есть, жильцам того же дома на Кольцова, 20 предлагают до середины 30-х годов пользоваться лифтом, имеющим полувековой износ, при максимальном сроке службы, повторюсь, в 25 лет.
Это не просто возмущает, такая бесхозяйственность рано или поздно может привести к катастрофе. И это я взял только два примера, а таких домов и в городе и в стране уйма.
Как мне удалось выяснить, на сегодняшний день лифтовые системы убраны из Реестра особо опасных производственных объектов. Это значит, что их обслуживание осуществляется абы как, причем не всегда профильными компаниями. Потому что, как оказалось, даже федерального закона, который ограничивал список организаций, обслуживающие лифты только узкоспециализированными компаниями, нет.
К чему это приведет дальше, думаю, понятно. Но я этот пост затеял не с тем, чтобы клеймить или винить кого-то, а озвучить свои предложения, как из ситуации выйти.
Самое первое и главное, что нужно сделать, это позволить жильцам, даже тем, кто отчисляет средства на капремонт в «общий» котел, после проверки соответствующей комиссией, изменять сроки замены лифта. То есть, если замена запланирована на 2035 год, а лифт уже сегодня в аварийном состоянии, то по просьбе жильцов, заменить его в более ранние сроки.
Либо попробовать компенсировать это за счет государства, которое как мы помним, в обход закона о приватизации, так и не провело капремонт домов до момента приватизации. А размер компенсации рассчитать, исходя из средней ставки капремонта.
Я этот вопрос обязательно буду обсуждать с коллегами и надеюсь, что он выльется в законодательную инициативу, которую мы попробуем провести в Заксобрание региона и наших сограждан обезопасить.
Ну и плюс, на федеральном уровне должна обязательно вестись работа по передаче прав на обслуживание лифтов только специализированными организациями, ну и конечно, внести лифты обратно в Реестр особо опасных производственных объектов. Тогда и внимание со стороны обслуживающих компаний к ним будет другое.