Когда-то, в годы начала своей школьной карьеры, я вычитал в журнале "Вопросы философии" 1991 год, №9, статью Эриха Фромма "Некрофилы и Гитлер". 




Тогда она на меня произвела впечатление одним из важных замечаний, что Гитлер не был безумцем и что той или иной формой некрофилии (любви к мертвым) болеет более 90% населения земли. Если сюда еще добавить, что в этнографическом плане человек начинается с момента желания хоронить, а не бросать мертвых, это неустанно говорим мне Виктор Анатольевич Семенов, то получается, что человек по смыслу своему некрофил. 

Так вот вспоминая ту статью мне подумалось, что ее сегодня обязательно надо перечитать многим, потому что эта книга дает понимание, почему любой политический режим, а тем более авторитарный склонен к ведению воин и ничего нам с этим не поделать кроме того, что осознать это и начать как-то это все контролировать. Прежде всего в отношении себя самих. 

Потому что животное не желание хоронить вовсе и не не желание, а отсутствие того самого важного человеческого смысла, который скрывается за ценностью человека при жизни, так и после жизни. И более всего после жизни. И тут важно понять, что в основе гуманизма, как подхода к человеку, как мерилу всего, и в основе войны лежит одна и та же искра, непонятным образом занесенная в мозг человека, но не занесенная в мозг нечеловеческих существ. Именно тяга к ценности тела скрепленного с душой и ценности тела, как пустого сосуда, где когда-то прибывала душа. И тут есть много не понятного и даже околоживотного, мало осознанного, что пробивается к нам из подсознания. Стремление людей для познания себя самих опустошать сосуды тел от душ человеческих, как желание просто сепарировать из какого-то ценностного стремления к созерцанию то ли опустошенного тела, то ли отделенной души. Созерцать и удивляться. 

Эрих Фромм обосновывая некрофилию человечества предлагает посмотреть на не патологические случаи некрофилии: желание разгрызть карандаш или спичку, вообще сломать что-то цельное, не осознанное желание, желание разглядеть результаты блевания человека, отвращение к этому, но просто притягательное разглядывание человеком происходящего, желание людей в истории созерцать моменты смерти во время боя, или во время аварии. Почему мы смотрим на видео с автоавариями и чем они страшнее, тем более притягательнее они для интернет-зрителя. 

Можно это назвать любопытством, но в основе любопытства лежит то же странное чувство сломать, разрезать, распотрошить в поиске момента, когда то, что нас заинтересовала перестало двигаться, перестало быть цельным и действенным. И это именно человеческое в нас и что-то с этим нам надо делать. Наша способность рушить живое и целое - всегда с нами. И нас как интересует момент созидания, так и более всего момент разрушения. 

В 1992 году эта статья были выпущена как книга "Адольф Гитлер: клинический случай некрофилии". Скачать ее можно здесь.

Оригинал