Это был беспримерный акт мужества. 12 марта 1918 года из Гельсингфорса в сопровождении ледоколов выходит первый отряд кораблей. Рейд, получивший название Ледового перехода, проходил в крайне тяжелых условиях, и не только из-за мощности льда и торосов. Спасению флота мешала не укомплектованность кораблей офицерами и даже матросами. Движению наших кораблей также тщетно пыталась помешать своим огнем финская батарея на острове Лавенсаари. Но под угрозой огромных орудий дредноутов она быстро замолчала. Через 5 дней, 17 марта 1918 года, русские корабли благополучно прибыли в Кронштадт. Вслед за ними отправилась вторая группа судов, а последние корабли Балтийского флота ушли из Гельсингфорса в 9 часов утра 12 апреля, за три часа до прихода туда немецкой эскадры. Ледовый переход, считавшийся невозможным, был осуществлен. Всего из 350 боевых судов Балтийского флота было спасено 236 кораблей, в том числе — все четыре дредноута.
Алексей Михаилович Щастный нарушил блестящую комбинацию, разработанную большевиками и английской разведкой, и за это заплатил своей жизнью. Он принял единственно полезное для интересов России решение, - вариант, который ему никто не предлагал: ни Троцкий, ни британские агенты. Русский патриот, морской офицер спас флот, чтобы он не был захвачен немцами. Тогда как пламенные революционеры во главе с Лениным считали, что для спасения революции можно пожертвовать не только Украиной, Литвой, Латвией, Польшей, Эстонией и Грузией, но и отдать флот немцам.
20—21 июня 1918 года Ревтрибунал при ВЦИКе рассмотрел дело начальника Морских сил Балтийского моря Алексея Щастного. Ему было предъявлено обвинение "в контрреволюционной агитации, попустительстве таковой во флоте, неисполнении приказов Советской власти и планомерной дискредитации ее в глазах матросов с целью ее свержения". Члены трибунала после пятичасового совещания признали доказанным, что Щастный "сознательно и явно подготовлял условия для контрреволюционного, государственного переворота…", и приговорили его к расстрелу. Свидетель на процессе был один. Он же представлял и обвинение. Звали его Лев Давыдович Троцкий.
Могила, в которой погребен командующий Балтийским флотом А.М. Щастный, не найдена до сих пор.
nordman75.livejournal.com/1225988.html
topwar.ru/73890-za-spasenie-flota-rasstrel.html