Заметил одну особенность дискуссий с соотечественниками - т.е. с людьми из "стран бывшего СССР". Речь идет не о "троллях" и не о неграмотной "гопоте", а об условно образованной, городской, политически и культурно продвинутой аудитории. Независимо от того, каких позиций формально придерживаются собеседники, очень частая реакция даже на минимальную критику - это почти мгновенное обрушение дискуссии, обвинение во всех смертных грехах и заявления вроде "а почему я вообще должен/должна выслушивать мнения всяких мудаков"?
Грешен - было время, я сам так себя вел. Это касалось бесед о политике, искусстве или религии в те времена, когда вместо социальных сетей были всякие форумы. Однажды у меня произошел конфликт с человеком, представлявшимся на анонимном форуме художником - он также был весьма начитан в богословской литературе и выступал с крайне правых позиций. Мы поругались. Произошел эпический "срач в комментах", в конце он стал "забивать мне стрелку" и грозить избиением. Когда страсти во мне улеглись, я предпочел извиниться перед разгоряченным "богословом" - хотя мне тогда казалось, что прав именно я. И я задумался, а почему вместо позитивной дискуссии у нас получился военизированный "обмен позициями".
Точного ответа до сих пор не знаю - мне ума не хватает понять. Но кажется, что в русскоязычном культурном пространстве модель авторитарной проповеди укоренена куда глубже, чем аргументированная дискуссия с уважением ДРУГОГО мнения. И поэтому не только от сторонников сильной власти и государственной вертикали можно услышать классическое "да пошел ты..." в ответ на высказанные вслух сомнения, но и от тех, кто на словах за плюрализм и базисную демократию. Как сказал мне когда-то один политический активист из демократических кругов, "чтобы успешно руководить молодежной либеральной организацией, ты должен быть немножко фюрером". Вот почему на борьбу с диктатурой вновь и вновь у нас поднимаются "маленькие диктаторы", попытки провести очередной круглый стол завершаются криками участников друг на друга, а в ответ на вежливое замечание со стороны искренний боевик свободы слова хватается за маузер.
Или я не прав?
А те, кто со мной несогласны, пусть отправляются на...