Прочитал у Григория Явлинского:
"И не надо думать, что сейчас будет как в советские времена: все трындят о холодной войне, а потом ничего не случится. Тогда в руководстве страны было 14 человек, а не ОДИН, было, пусть сильно искаженное, но чувство ответственности перед миром. Сегодня уровень сознательной и бессознательной безответственности правящей «элиты» почти абсолютный, крайне низка планка чувствительности к последствиям («после нас хоть потоп»), а ощущение вседозволенности беспредельно. Продуктом современной российской системы стала глубокая демодернизация сознания её «элиты», и при таком «начальстве» непрерывные разговоры о войне легко могут стать реальностью".
Кто вы мистер Путин?
В принципе, все правильно. Но я вдруг поймал себя на мысли, что не могу определиться, хорош или плох Путин. Возможно, он давно перестал понимать, что делает, и тупо разрушает страну. Возможно, он максимально эффективен в сложившихся условиях.
Я не знаю. Потому что институт независимых экспертов отсутствует, как таковой и не только в России, его нет вообще. В мире он разрушен до основания Холодной войной, затем попытками США воспользоваться распадом СССР. У нас разрушен в 1917-м, свою лепту внесли и СМИ в 90-е, которые после освещения событий осени 93-го или выборов-96 независимыми или объективными можно назвать разве что саркастически. С огромной энергией то, что осталось разрушали в последние годы.
В итоге, все то, что несет наша оппозиция, транслируют "Дождь" или Би-би-Си - это такая же бредовая чушь, как то, что утверждает российское телевидение. После ненайденного ОМП в Ираке и доклада сэра Оуэна любой вменяемый человек должен признать, что мы живем в условиях информационной войны, совершенно бессовестное время, где информации море, но информации больше не существует.
Ответственная власть
Теперь по сути сказанного Явлинским. Обратите внимание, в качестве образца ответственной власти он вынужден предложить советскую систему, когда решения действительно принимались коллегиально. О ельцинской он не вспомнил, потому что именно при Борисе Николаевиче сложилась нынешняя форма российской власти.
Борис Николаевич провел приватизацию даже не пытаясь что-либо объяснять людям. Общий посыл был: заткнитесь, я все делаю правильно. Тогда это объяснялось революционной ситуацией, забиванием гвоздей в гроб коммунизма. После 93-го, когда Борис Николаевич использовал танки в центре Москвы, физически уничтожил сотни оппонентов, появилась практика, когда оппонентам было позволено вякать, шуметь, вопить. Выборы фальсифицировались, но противники Ельцина в Думу пройти все-таки могли. Кроме того, Ельцин позволял разного рода странным личностям, вроде Чубайса или Гайдара играть роль "спасителей Отечества", отводящих от него немалую часть ненависти населения. Поэтому сегодня можно услышать, что власть при Ельцине была демократичнее. Это не так. Никто ничего не решал, кроме Бориса Николаевича, вплоть до кризиса 98-го.
Никто не решал вообще ничего, все партии вместе взятые, все оппозиционные политики влияли на власть не больше, чем сегодня. Что касается пропагандисткой машины, довольно вспомнить выборы-96. Непреодолимым препятствием, которое заставляло эту машину буксовать был вовсе не демократизм Бориса Николаевича, а тот факт, что и его и эту машину в той или иной степени ненавидело около 90 процентов населения страны. Это была реакция на стиль общения Ельцина, Чубайса, Гайдара и так далее с народом. Если кратко, населению тогда практически прямо говорили, что оно тоталитарное гуано, не понимающее своего счастья.
В 98-м это посыпалось, так как удар пришелся по тем 10 процентам населения, которые выиграли от ельцинских реформ. Борис Николаевич оказался в безвоздушном пространстве и испугался. Это позволило Думе впервые повлиять на власть, выдвинув кандидатуру Евгения Максимовича Примакова в премьер-министры. Но после того, как правительство Примакова смогло вытащить страну из катастрофу, Борис Николаевич вполне оправился, воспрял и вновь взялся за свои рокировочки, в конечном итоге навязав нам Владимира Владимировича. Так мы пришли к нынешнему положению дел.
Отличие нынешней власти от прошлой чисто техническое. Сделав выводы из поражения Ельцина, Владимир Владимирович всерьез озаботился на тем, чтобы привлечь 90 процентов населения на свою сторону. С людьми перестали говорить, как с тоталитарным гуано. С ним начали говорить, как с чем-то восхитительным, уверяя, что глас народа - глас Божий. Гуано стали 10 процентов прежних носителей истины и нужда в оппозиции просто отпала. Понимаете, в 90-е ее терпели, предварительно обстреляв из танков, потому что она представляла 90 процентов населения. Если бы она представляла абсолютное меньшинство, как сейчас, обстрелом из танков все бы и закончилось. Вот и вся разница. Реально влияние оппозиции, не технической, а настоящей оппозиции как было равно нулю в 90-е, так равно нулю и сегодня.
Что-то изменится со свержением Путина?
Допустим, к власти придет Рыжков, который в 90-е возглавлял "Единую Росси..." пардон "Наш дома - Россия". Зайдите на его сайт и посмотрите, как он общается с людьми. Никак. Из интервью 7х7
- У вас есть программа?
- Я могу изложить ее за 20 секунд.
И тишина. Школа общения власти с народом 90-х. Когда ничего хорошего сказать не могли, поэтому делали вид, что не замечают вопросов. Решайте сами, что нас ждет в случае, совершенно гипотетическом, если Рыжков станет президентом. Точно не демократия.
Что делать?
Что делать в этой ситуации каждому из нас? Для начала понять, что нет локальных проблем, типа "Путин", "Буш", "Обама", "Каддафи", "Асад", "Меркель" и т.д. Нет локальных проблем вроде "Путинская Россия" или "лживые путинские СМИ". Путинская Россия ничуть не хуже Ельцинской, лживые путинские СМИ не более лживы, чем лживые американские, английские, не более лживы, чем "Дождь", я уже не говорю о неполживых украинских СМИ. Кризис власти и кризис информации носит тотальный характер в условиях беспощадной войны за власть и ресурсы.
Мы, если говорить о каждом персонально и о народе в целом, на этом празднике жизни никто и зовут нас никак. Без понимания этого мы будем прыгать на месте, уверяя себя, что куда-то движемся.
Однако мы в состоянии выстраивать свой мир, свою систему коммуникаций, и даже свою систему пусть неформальной, но, тем не менее, власти, если осознаем всю степень своего одиночества, перестанем уповать на те или иные центры власти и политические силы, как внутри страны, так и за ее пределами. Соответственно, перестанем врать друг другу, точнее транслировать чужое вранье. Речь не идет о единомыслии, скорее о взрослении. Нынешняя ситуация, если говорить о стране, не является результатом того, что Путин - плохой дядя. Она следствие того, что мы чудовищно инфантильны. И пока не повзрослеем, не изменится ровным счетом ничего.