Общероссийское общественное Движение                                                                                                                                                               «В защиту ДЕТСТВА»                                                                                                                                                                        КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ                                                                 ================================================================================================                                           119285 г. Москва, ул. Пырьева, д. 4 корп. 2, кв. 57, E-mail: glagoln@gmail.com                                                                                                     Тел.: 499-268-14-50, 499-143-17-87, Факс: 499-143-17-87

 

Генеральному прокурору РФ   Ю.Я. Чайке 

Уполномоченному при президенте России по правам ребенка П.А. Астахову

ВРИО Главы Республики Коми С.А. Гапликову

 

Уважаемые руководители!

 

Прошу прощения, что обращаюсь со своим вопросом единым письмом в Ваши разноцелевые инстанции, но хочется надеяться, что совместными усилиями удастся добиться его положительного решения.

Как нам известно, в течение более 2,5 лет в г. Воркута Республики Коми продолжается печальная история многодетной приемной семьи Шоличевых. До создания приемной семьи у Лидии Дмитриевны Шоличевой было двое сыновей и двое усыновленных детей. Все они уже выросли, перешагнули порог совершеннолетия, трое сыновей работают, дочка – студентка техникума.

В 2003 году Лидией Дмитриевной была организована приемная семья, так как на этот момент помимо четырех вышеназванных детей с ней уже жили другие ребятишки. Всего в приемной семье воспитывалось шестеро детей, которым к 2003 году было, соответственно, 12, 11, 7 лет, 4, 2 года и несколько месяцев. Все они попали в семью Лидии Дмитриевны Шоличевой, как ее отклик на их тяжелые жизненные обстоятельства. Так, младшие дети, Сергей и Снежана, были взяты под опеку, когда умерла их мать, и ребятишки остались с пьющим отцом, который намеревался отдать их в детский дом. Это произошло еще в 2002, когда маленький Сергей (г.р. 2002) совсем недавно родился, а его сестренке было 2 года.

Более 10 лет дети жили в этой семье, которую считали своей, также, как и Лидию Дмитриевну по праву считали и называли своей мамой. Более 10 лет семья была вполне благополучной, жила в согласии и любви.

Но в 2013 году в их семью пришла настоящая беда. В связи с хулиганским проступком одной из дочерей - Саши, опека пошла в наступление не только на эту девочку (что тоже не красит взрослых людей, призванных оказывать помощь семьям, в том числе и в воспитании детей), но и на двух других ребятишек - Снежану и Сергея.

Историю эту Вам, вероятно, не раз описывали (обращались к Вам) – как сама мать, Л.Д. Шоличева, так и представители Воркутинской правозащитной организации «За права человека», поэтому изложу лишь суть беды.

Этих трех детей буквально похитили в сентябре 2013 года, в отсутствие матери, представители органов опеки, разбросали по разным детским учреждениям, неоднократно отправляли в психиатрическую больницу, особенно старшую, Сашу. Любовь детей к своей обретенной матери и их стремление вернуться в семью люди, которым государство доверило помогать семьям, почему-то постоянно пытаются расценить как нарушение чего-то, очевидно, привнесенного в нашу жизнь чуждой нам ювенальной системой.

Мало того, что детей не возвращают матери и с помощью судебной системы многократно подтверждают неправедное решение о разлучении с нею ее ребятишек (изначально - Распоряжения Отдела опеки и попечительства Агентства Республики Коми по соцразвитию по г. Воркута № 602 от 11.09.2013 г. и № 745 от 31.10.2013 г., оспаривавшиеся в установленном порядке), но и чинят всевозможные препятствия даже увидеться этим родным людям, создаются жесточайшие условия изоляции близких людей друг от друга, неоднократно меняют место пребывания детей.

Это изуверская ситуация длится уже почти 2,5 года. Дети взрослеют в отрыве от родного им дома, тоскуя по матери, озлобляясь на старших, которые чинят им такие препятствия на пороге вступления во взрослую жизнь.

Мы, представители Общероссийского общественного движения «В защиту Детства» (ДЗД) знаем, что, к огромному сожалению, история борьбы Л.Д. Шоличевой за своих детей, случай не исключительный. Сама Лидия Дмитриевна является руководителем регионального отделения нашего движения в республике Коми, членом центрального Координационного Совета ДЗД, а также сопредседателем Воркутинского правозащитного ОД «За права человека». И ей неоднократно приходилось выступать в защиту Детства, как в вопросах, касающихся детей в семье, так и по самым разным другим вопросам детской политики. Возможно, именно это и послужило основанием для столь откровенных гонений на ее семью, сделав жертвой ее несовершеннолетних детей.

Думаем, что государственным органам, связанным с реализацией государственной политики страны, следовало бы действовать так, чтобы лицо государства было одинаково нравственно во взаимоотношениях, как с соответствующими структурами зарубежных стран, так и внутри страны нашей.

И если российские граждане могут только приветствовать стремление, в частности, уважаемого Уполномоченного по правам ребенка остановить беспредел в отношении российских детей со стороны зарубежных органов опеки – например, во Франции или Скандинавских странах (с чем периодически представителям России приходится бороться), то не следовало бы разрушать доверие к власти за ее действия в отношении ребятишек внутри страны.

То, что Л.Д. Шоличева – приемная мать этих ребятишек, не умаляет ее права быть всегда рядом с детьми (повторяем, что с этими, на сегодняшний день изъятыми из семьи, детьми она благополучно прожила более 10 лет и продолжает быть их матерью, борясь за их воссоединение с семьей), но, скорее, еще более подчеркивает ее искреннюю в этом заинтересованность, ее абсолютную привязанность к детям, заботу об их судьбе, стремление оградить от всяческих жизненных неурядиц.

И если дети неоднократно убегали из детских учреждений, чтобы вернуться домой, то разве можно воспринимать такие поступки, как требующие сурового наказания?! Посмотрите на это нормальными, не зашоренными ювенальными покрывалами глазами – какая любящая мать не стремилась бы преодолеть все препятствия для встречи с детьми, невзирая на все угрозы ей лично. И какие любящие дети, тем более уже подросткового возраста, могут спокойно терпеть разлуку с матерью?! У старшей из трех ребят, Саши, это доходило до нескольких попыток суицида, что было вызвано именно несогласием с проявленной к ней несправедливостью – есть заключение судебной психолого-психиатрической экспертизы № 18 от 28.01.2014 г., где говорится, что «Александра каким-либо хроническим или временным психическим расстройством, слабоумием или иным болезненным состоянием психики не страдала и не страдает в настоящее время».

Почему, провозглашая официально курс на преодоление детского сиротства, мы позволяем каким-то недалеким чиновникам с ледяными сердцами ломать судьбы ребятишек, которым уже повезло обрести семью?

Считаем, что в интересах не только семьи Шоличевой, но в не меньшей мере в интересах удержания авторитета представителей власти, необходимо срочно разрешить эту скандальную ситуацию и добиться воссоединения семьи Шоличевых.

Совсем недавно Лидия Дмитриевна вела голодовку, требуя прекратить издевательства над ее детьми. В частности, в очередной раз была помещена в психиатрическую больницу Александра. В настоящее время, возможно, благодаря голодовке матери, Сашу из больницы выписали. Л.Д. Шоличева приостановила голодовку и вместе с помогающим ей в ее борьбе за детей Воркутинским правозащитным общественным движением «За права человека» требует решить вопрос о возвращении детей в семью, для чего предварительно ускорить встречу сопредседателей ВПОД «За права человек» Дрозденко Л.С. и Шоличевой Л.Д. с Вр.и.о. Главы Республики КОМИ Гапликовым С.А.

В числе требований также:

- Провести расследование законности неоднократного помещения Пермяковой Александры в психиатрическую больницу при наличии у нее – при изъятии ее из семьи – психиатрической экспертизы об отсутствии каких-либо психических заболеваний.

А также:

- Прекратить уголовное преследование Шоличевой Л.Д. по надуманным основаниям. Напомню, что ей пытались навязать обвинения по ст.117 УК РФ – но Следственный комитет отказал за отсутствием состава преступления. Тогда направили материал о ненадлежащем воспитании детей. И снова получили отказ. Но не остановились на этом.

Учителя и общеобразовательной, и музыкальной школ, где учились приемные дети Шоличевой, врачи, соседи, знакомые просили оставить детей в семье, рассказывали о том, как много матерью делалось для воспитания, обучения, развития детей. Но чиновники органов опеки и судьи руководствовались какими-то им известными соображениями и не принимали в расчет мнение тех, кто действительно знал ситуацию в семье Шоличевых.

Множественные обращения Л.Д. Шоличевой в самые разные инстанции, в том числе в администрацию города Воркуты и Республики Коми, в прокуратуру Республики и Генеральную Прокуратуру, к Уполномоченному по правам ребенка, к депутатам и в суды всех уровней не помогли воссоединению семьи.

В судах обеими сторонами приводились пункты статей законов и конвенций, многие свидетельства с одной стороны (Л.Д. Шоличевой) и немногие – с другой (Отдела опеки и попечительства Агентства РК по соцразвитию). Именно последние воспринимались приоритетно и ложились в основу решений, утверждающих разрушение семьи.

Мы не стремимся ссылаться на пункты статей, так как в своей деятельности прежде всего руководствуемся законами нравственности. Сколько семей жили в трудных условиях, но достойно проходили все испытания! Есть примеры серьезных неурядиц в семье и при изначально хороших родителях, из которых этим родителям также удавалось выйти победителями, а детям стать нужными и семье, и стране людьми (нужно время, личный пример и «ключик» к детям, который порой не находится враз, тем более, если дети не совсем здоровы).

Сколько обратных примеров, когда при внешнем благополучии из семьи выходили ничтожные люди, а то и злостные преступники. Не вам об этом рассказывать – ведь каждый из Вас – человек, даже в силу своей должности много видевший тех и иных примеров.

Мы никогда не стали бы вставать на защиту человека, причиняющему вред детям. Но считаем, что даже сам факт, что по прошествии 2,5 лет ни мать, ни дети не смирились с разлукой, говорит о том, что разлучили, действительно, родных и необходимых друг другу людей. И нужно достойно выйти из ситуации, оставив эту горькую страницу их жизни в прошлом. Ведь они прожили вместе не пару недель, а более 10 лет, младшие дети – с младенчества. Мать продолжает борьбу, идет на голодовку, постоянно беспокоится о моральном состоянии ребят и условиях, в котором они живут. Подростки (а за 2,5 годы дети, конечно, выросли, повзрослели) также не прекращают надеяться на воссоединение с родными (ставшими родными) людьми.

Судья Верховного суда не допустил передачу кассационной жалобы Л.Д. Шоличевой для рассмотрения судебной коллегией по уголовным делам ВС РФ. Возможно, это может сделать Генеральный прокурор в инициативном порядке.

Возможно, Уполномоченный по правам ребенка поставит моральное состояние детей и матери выше фантазий органов опеки, которые стали формальным основанием распоряжения об отмене опекунства и прекращения полномочий Шоличевой Л.Д. в качестве приемного родителя. И сможет дать шанс этой семье.

Возможно, ВРИО Главы Республики Коми захочет и сможет исправить ошибку, произошедшую во вверенном ему регионе в предшествующий период.

Конечно, Вам профессионально видней, как следует поступить в данном случае.

Очень хотелось бы, чтобы Вы использовали свои знания, должностные права и благородные внутренние установки, чтобы можно было с чистой совестью сказать себе – я сделал все, от меня зависящее, чтобы помочь этой матери и ее детям.

Как, впрочем, и многим другим семьям, которые сегодня нередко незаслуженно разрушаются.

Очень надеемся на понимание, отзывчивость и добрую волю.

С уважением

              По поручению КС ДЗД

              председатель КС ДЗД                                                                                      Н.О. ГЛАГОЛЕВА